О том, какой будет политика Зеленского в отношении Донбасса размышляет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Константин Скоркин.
Назначение Зеленским бывшего президента Украины Леонида Кучму представителем в Трехстороннюю контактную группу в Минске, вызвало бурные споры, ведь Кучма воплощает собой олигархически-клановую систему, которая при нем и сложилась. Но он также и опытный переговорщик и приемлемая персона для российской стороны. За его назначением стоят интересы «старой олигархии» – зятя экс-президента Виктора Пинчука и угольно-металлургического барона Рината Ахметова, пострадавших экономической блокады сепаратистских республик. Кучма попытается начать переговоры о снятии блокады, ставя условием восстановление прав законных собственников.
Стремление Зеленского найти взаимопонимание с крупным капиталом понятно: представители старых олигархов уже объявили, что собираются участвовать в восстановлении подконтрольной Украине части Донбасса, финансировании инфраструктурных и гуманитарных проектов. Параллельно Зеленский хочет привлечь европейские инвестиции для Донбасса, что позволит превратить подконтрольные территории в витрину новой политики в отношении востока страны и послужит символом разрядки.
Олигархи тоже заинтересована в прекращении военного конфликта и готова поделиться с Зеленским своими планами по его урегулированию, однако эти шаги создают для Зеленского серьезные внутриполитические риски. Демонстративное возвращение в переговорный процесс Кучмы и теплое сотрудничество с олигархами плохо сочетаются с образом политика, пришедшего к власти под лозунгами радикального обновления власти.
Вот и последний опрос группы «Рейтинг» зафиксировал некоторое снижение рейтинга «Слуги народа» и рост популярности партий проевропейского лагеря – «Голоса» Вакарчука и ЕС Порошенко, рейтинг которого снова начал расти.
Да, Зеленский пытается найти баланс, и в ходе своих визитов в Берлин и Лондон он призывал европейских лидеров продолжать санкционное давление на Россию, и отказывался идти на прямые переговоры с лидерами Л/ДНР. Но в то же время глава его администрации Андрей Богдан предложил ввести в Донбассе русский язык в качестве регионального, второго языка (что полностью противоречит новому языковому закону, который успел подписать Порошенко).
Его мнение вызвало шквал возмущения среди национал-патриотов, однако в целом украинское общество пока скорее на стороне команды Зеленского. По данным июньского опроса Института Яременко и центра «Социальный мониторинг» почти половина (49,5%) украинцев ради мира готовы поддержать автономию Донбасса в составе Украины.
В Москве к новому украинскому лидеру по-прежнему относятся с настороженной сдержанностью, переходящей в откровенное игнорирование. Позиция Москвы остается прежней: Украина должна выполнять условия Минских договоренностей, что подразумевает начало переговоров с представителями непризнанных республик Донбасса и сведение конфликта к формуле «гражданской войны», где Россия фигурирует исключительно как миротворец. Тем более из Донбасса приходят первые победные рапорты о получении российских паспортов местными жителями, а стало быть Зеленский поставлен перед фактом: отказ от переговоров на российских условиях ведет ко все большей интеграции Донбасса с Россией.
К тому же Россия явно ждет выборов в Верховную раду, чтобы увидеть позиции пророссийски настроенного лидера Оппозиционной платформы Медведчука и его партии в новой конфигурации власти.
Ждет и Европа - новой дорожной карты по Донбассу, которую Зеленский обещал представить, но похоже еще ее не нарисовал...
Зато предвыборные рейтинги сулят ему однопартийное большинство в Раде, что развяжет ему руки во внутренней и внешней политике. Пока же он вынужден мириться и с инициативами Медведчука, и с саботажем собственного МИДа, который возглавляет ставленник Порошенко Климкин. Так МИД Украины, не согласовав с президентом, отказался обсуждать с Москвой судьбу пленных украинских моряков . «Я узнаю информацию про наши международные шаги из интернета», – возмутился Зеленский.
В то же время чиновникам в европейских столицах может показаться перспективной ситуация в соседней Молдавии, где коалиция между проевропейской и пророссийской партиями покончила с политическим кризисом и теневым всевластием олигарха Владимира Плахотнюка. Особенно если учесть, что в Молдавии есть проблема непризнанного Приднестровья.
Важнейший политический актив Зеленского – это поддержка по всей стране, выход из традиционного противостояния по линии Юго-Восток/Запад. Однако обещанные им реформы невозможны без решения ключевого вопроса войны и мир, - заключает эксперт.