Posted 3 июля 2019, 16:27
Published 3 июля 2019, 16:27
Modified 7 марта 2024, 15:47
Updated 7 марта 2024, 15:47
Ирина Зиганшина
А вот теперь американские ученые подтвердили его слова экспериментально, проведя исследование среди подростков — наиболее подверженной депрессии возрастной группе.
Подростки, которые могут описать свои негативные эмоции точно и тонко, лучше защищены от депрессии, чем их сверстники, которые на это не способны. Таково заключение исследования о дифференциации отрицательных эмоций - способности находить различия между негативными эмоциями и применять точные ярлыки, - которое было выполнено психологами из Университета Рочестера и опубликовано в журнале Emotion.
Эмоции ведь это не просто чувства, а еще и источник информации – об уровне возбуждения, эмоциональной валентности (то есть тоне — положительном или отрицательном), мотивационном состоянии.
Всю эту информацию необходимо считывать, чтобы понять точную причину своего состояния. Что именно виновато в негативном настрое — раздражение, гнев, стыд, что-то другое? Когда мы точно знаем причину, то есть умеем дифференцировать свои негативные эмоции, нам проще выбрать верный способ их отрегулировать и вернуть душевное равновесие.
Авторы новой работы сосредоточили свое внимание на подростках — по той причине, что в подростковом возрасте риск депрессии особенно высок. Как показали предыдущие исследования, способность дифференцирования негативных эмоций у тинейджеров падает до самой низкой точки, по сравнению с младшими детьми или взрослыми. Авторы предыдущих исследований обнаружили связь между депрессией и низким уровнем дифференциации негативных эмоций, но что тут курица, а что яйцо, было неясно.
Психологи набрали команду из 233 подростков, более половины из которых были девушками, а средний возраст участников составлял около 16 лет, и провели с ними диагностические интервью, в которых оценили склонность каждого к депрессии. Затем несколько раз в день в течение недели подростки сообщали о своих эмоциях. А полтора года спустя 193 участника, вернувшихся в исследование, вновь прошли интервью.
В итоге ученые обнаружили, что те подростки, которые плохо дифференцируют свои негативные эмоции, обходясь общими фразами вроде «Мне плохо» или «Я расстроен», более склонны к депрессивным симптомам после стрессовых жизненных ситуаций. Такие подростки, как говорят авторы, «менее способны извлечь пользу из полезных уроков, закодированных в их негативных эмоциях, включая способность разрабатывать стратегии преодоления, которые могли бы помочь им регулировать свои чувства».
И наоборот, те, кто демонстрирует высокий уровень дифференцирования негативных эмоций, используя более развернутые описания: «Я чувствую раздражение», «Я разочарован» или «Мне стыдно», - лучше справляются с эмоциональными и поведенческими последствиями воздействия стресса, тем самым уменьшая вероятность того, что негативные эмоции со временем перерастут в клиническую депрессию.
Депрессия — одна из наиболее сложных проблем здравоохранения во всем мире. Самое распространенное психическое расстройство, которое дорого обходится и пациентам, и экономикам. Депрессия у подростков — отдельная тема: болезнь нарушает социальное и эмоциональное развитие и часто приводит к таким последствиям, как плохое физическое здоровье и злоупотребление психоактивными веществами.
Более того, люди, которые впадают в депрессию в подростковом возрасте, более склонны к повторной депрессии на протяжении всей своей жизни, говорят психологи. Вероятно, новое исследование поможет создать новые протоколы лечения, нацеленные на развитие способности дифференцировать свои негативные эмоции. Психологи полагают, что это умение — понимать тонкие градации своих эмоций и улучшать благодаря этому свое самочувствие, - можно корректировать.