В письме, опубликованном на сайте Международного Центра говорится:
«Этим решением министр В.Р.Мединский подтвердил, что не собирался выполнять свои обещания, данные им в письме мэру Москвы С.С.Собянину широкой общественности. Его истинной целью всегда было не создание в усадьбе Лопухиных музея семьи Рерихов, в котором было бы сосредоточено все наследие Рерихов, как это было заявлено в документе, а разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха, основанного С.Н.Рерихом, циничный захват бесценного рериховского наследия у его законного владельца – Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и ликвидация самой общественной организации.
Этот беспрецедентный акт красноречиво свидетельствует о том, что в России, несмотря на всевозможные декларации, так и не было создано гражданское общество, ибо грубо попираются «Основы государственной культурной политики РФ», права частной и общественной собственности, а высокопоставленные чиновники ни во что не ставят волю дарителей, граждан иностранных государств, каким являлся и С.Н.Рерих. Мединский и его подчиненные предпочли очень быстро забыть, что, передавая наследие своих родителей в Россию, Святослав Николаевич поставил обязательным условием создание общественного Музея имени Н.К.Рериха именно в усадьбе Лопухиных, которую сам выбрал для этой цели. И только получив гарантии от руководства страны в лице М.С.Горбачева, осуществил этот акт передачи. Уверены, что подобное отношение государства к воле Рерихов остановит многих потенциальных дарителей культурных ценностей нашей Родине. Но, по всей вероятности, этот факт мало смущает чиновников от культуры.
Одним из первых актов вандализма в захваченной усадьбе Лопухиных явилось срывание Знамени Мира, символа международного Пакта Рериха по охране культурных ценностей. Далее последовал варварский демонтаж существующей экспозиции. Делая безуспешные попытки создать государственный музей вопреки воле дарителя, невежественные чиновники считают вполне достаточным для общественности представить лишь небольшую часть захваченного у МЦР наследия в совершенно неприспособленном для этого павильоне ВДНХ. Из 18 тысяч музейных предметов, хранившихся в общественном Музее имени Н.К.Рериха, там выставляется не более сотни. Где же находится большинство сюжетных картин Н.К. и С.Н. Рерихов? Где бесценные раритеты: коллекции бронзы, ценнейшие рукописи, включая персидский эпос «Шахнаме» (XVI в. н. э.), коллекция индийской миниатюры, кольцо Нефертити (XIV в. до н. э.)? Все они исчезли из культурного пространства России, и об их дальнейшей судьбе Министерство культуры РФ, правоохранительные органы и другие государственные институции хранят молчание. Министерство культуры настойчиво отказывается провести под контролем общественности сверку всего захваченного наследия по данным учета МЦР, где оно достойно хранилось более четверти века. Возникает вопрос, почему. Не потому ли, что захват наследия был осуществлен без составления описей, что открывает возможность хищения ценнейших культурных ценностей?!
Более того, начав с попрания воли наших выдающихся соотечественников, чиновники готовы запятнать себя святотатством: уничтожением и разорением как Мемориала Рерихам, так и буддийской ступы Трех Драгоценностей, с бесценными для всего буддийского мира частицами Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы. Это первая каноническая ступа, установленная в Москве за всю ее историю. Трудно припомнить в истории России случаи переноса христианского храма или мусульманской мечети на другое место без предварительного разрушения; разве буддийская ступа как объект духовного поклонения менее значима для буддийского мира?
Самое постыдное, что в этом позорном действии без стеснения и капли сожаления принимает участие крупнейший государственный музей России – ГМИИ имени А.С.Пушкина. Созданный в прошлом веке И.В.Цветаевым для просвещения молодых художников, он до сего времени был известен своей безупречной репутацией. Но его нынешний директор г-жа Лошак своим легковесным заявлением о необходимости переноса буддийской ступы с территории усадьбы Лопухиных для формирования «комфортного пространства для пребывания посетителей», похоже, не считает за нравственное преступление свою фактическую санкцию на уничтожение этого объекта высочайшего культурного и духовного значения. По всей вероятности, такая же судьба постигнет и мемориал с прахом Рерихов, который будет служить укором новым «хозяевам», напоминая им о совершенном беззаконии. Это значит, что не только Государственный музей Востока, но и ГМИИ имени А.С.Пушкина под руководством Министерства культуры приложат все усилия для того, чтобы окончательно изгнать Рерихов и их философское наследие не только из усадьбы Лопухиных, но также из культурного пространства России. Неужели широкая общественность не понимает всю глубину нравственного падения страны и весь ужас от осознания того, что памятники величайшим гуманистам современности – Рерихам – готовы уничтожить не пьяные вандалы, не невежественные фанатики, а те, кто должен находиться в авангарде российской культуры: деятели искусств, директора крупнейших российских музеев и чиновники Министерства культуры РФ?!
Давно пора понять, что уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха – самого крупного общественного музея в стране, – это только начало. Вопреки бравурным заявлениям чиновников стремительно уничтожаются любые ростки общественных форм культуры. Скорбный список разрушенных негосударственных музеев и галерей стремительно пополняется: Музей матрешки, Музей русского лубка, собрание Конфедерации художников СНГ, Международный центр славянской письменности и культуры, Институт русского реалистичного искусства, частный музей «Собрание». Под угрозой закрытия Музей анимации и многие другие культурные учреждения.
«Поем глухим» – не раз с горечью повторял Н.К.Рерих вслед за великим итальянским поэтом. Все обращения МЦР к чиновникам, культурной и научной общественности напоминают этот скорбный возглас. Но независимо от этого его сотрудники и руководство будут продолжать отстаивать священную волю Рерихов, понимая, что защита наследия Рерихов – это защита культуры и будущего России...»