"Людям важны цены, как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах", – заявил Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами. Он попросил курирующего топливно-энергетический сектор Дмитрия Козака последить за происходящим на рынке, сообщает ТАСС.
"Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить кому-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится", – пообещал глава кабмина.
Он считает, что экономические механизмы регуляции цен "хороши сами по себе". Медведев рассчитывает на действие сдерживающих факторов и на то, что компании, поставляющие нефтепродукты, услышат его.
С июля перестало действовать соглашение о заморозке цен на топливо, которое было принято правительством и нефтяными компаниями. Оно действовало с января этого года. По документу, нефтяники не допускали дефицита топлива на внутреннем рынке, а экспортные потери им компенсировало государство.
Теперь правительство рассчитывает, что цены на бензин не поднимутся выше уровня инфляции благодаря заградительным пошлинам на нефтепродукты. Глава Российского Топливного Союза Евгений Аркуша отметил, что окончание срока договоренностей не повлияет на розничную стоимость бензина. Изменения коснутся только мелких участников нефтебизнеса:
Но в Российской академии народного хозяйства не согласны с таким прогнозом. Как рассказал доцент факультета финансов и банковского дела экономист Сергей Хестанов, цены в ближайшие несколько лет все же вырастут, причем в три раза:
- Никто из участников рынка не заинтересован в драматических изменениях цен. Скорее всего с момента отмены соглашения цены будут плавно и постепенно расти с целью компенсировать потери нефтяных компаний от этого соглашения. Выгода нефтяных компаний от поставок на российский рынок стала заметно меньше, чем от экспорта того же самого бензина за рубеж. Если правительство действительно в 2024 году обнулит экспортную пошлину, это означает, что наши цены сильно приблизятся к европейским.