Posted 1 июля 2019, 07:47
Published 1 июля 2019, 07:47
Modified 7 марта 2024, 15:50
Updated 7 марта 2024, 15:50
Слова Путина о том, что «мир устал от либерализма» породили множество комментариев в СМИ и социальных сетях. Так ли это на самом деле? – попытался выяснить Дмитрий Лучихин:
«Надо завершить тему либерализма, а то из каждого утюга теперь несется «Цой (зачеркнуто) либерализм жив»
Спасибо Евгению Ермолину за замечательную мысль: «Мы не замечаем либерализма потому что в нем живем». Это действительно очень точно схваченная причина, почему достижение либерального-гуманизма не очень ценятся. Кто кроме попавшего в пустыню, думает о величайшей ценности воды? Но одновременно, она не менее точно показывает и причину того, что формулировка «либерализм умер» нам прежде всего непонятна. Возмущение, негодование — это уже следствия.
Все дело в том, что следуя общей тенденции симулякрализации мышления, мы и здесь перестали отличать либерализм от его плодов. Но либерализм, как действующая причина своих плодов — это совсем не они. Так же как сидхи, не само духовное развитие, как грибы и ягоды, не само лето. Мы видим в окружающей нас реальности, результаты былого либерализма и утверждаем что это он и есть. Точно так же глядя на последние не опавшие яблоки, мы могли бы утверждать что еще лето, невзирая на заморозки и нескончаемые дожди. Ставить под них подпорки препятствующие падению, устанавливать у яблонь посты, не пускающие желающих потрясти яблоню, а то и втихаря вешать муляжи из парафина, взамен яблок упавших за ночь. Поддержание иллюзии — наше все.
Я избегну соблазна в 101 раз рассказывать о сущностном содержании понятия либерализма, как логике его возможности, и ограничусь простыми утверждениями. Либерализм вообще не предмет со свойствами, не набор характеристик социальной реальности. Либерализм это активная установка движения к личности, присутствующая в обществе. И уже ее частными следствиями, являются положения о свободе личности, правах личности, приоритете личности. А все гуманистические следствия для форм социальной жизни, которые мы понимаем как сам либерализм — это всего лишь следствия этой активной, движущей социальное мышление общества установки, в тех или иных исторических, культурных, событийных условиях.
Так вот именно эта установка, как активная, действующая, в нашем времени все более отсутствует. И поэтому не только не порождает многообразия своих плодов, но и не поддерживает, не питает старые, уже выросшие когда-то. Место личности в гуманитарном сознании заняла жизнь, по отношению к которой все котики, свинки, коровки и человечки заняли равное положение. И ценность свободы как атрибута личности, став ценностью прагматической, условием жизненного благополучия, утратила статус самодостаточной и системообразующей, а превратилась в условие для другой, ставшей центральной - ценности жизни. И поэтому стала легитимно сравнимой с другими способами обеспечения жизненного благополучия, экономии энергии для его достижения. И именно на этот факт, схватываемый благодаря незамутненной девственности сознания, указывают нам сторонники и лидеры антиличностных идеологических проектов...»