Posted 24 июня 2019, 08:09

Published 24 июня 2019, 08:09

Modified 7 марта 2024, 15:56

Updated 7 марта 2024, 15:56

Перезагрузка Евросоюза отложена до октября

24 июня 2019, 08:09
Вероятные новые назначения, как и планировались, оказались в центре внимания саммита глав государств Евросоюза 20-21 июня в Брюсселе. Наряду с тем, лидеры ЕС обсуждали стратегическую повестку на ближайшие годы, Brexit, климат, проблему дезинформации, экономику.

Ни по одному из перечисленных вопросов прорывных, да и просто конкретных решений, однако, не последовало.

Евгений Бень

9-й созыв Европарламента (ЕП) планирует начать работать 2 июля. При этом трудно прогнозировать, как и в каком направлении будет разворачивать свою деятельность обновленный депутатский корпус. На последних выборах в ЕП традиционные евроглобалисты подрастеряли позиции, евроскептики прибавили, но не настолько, чтоб безусловно задавать тон в переменах, еврооптимисты-реформаторы с президентом Франции Эммануэлем Макроном реализовали свои амбиции весьма относительно, а «зеленые» резко усилили присутствие, но для складывающейся в последние годы системы противовесов во многом остаются подобными «коту в мешке». Всё это заставляет лидеров ЕС вновь подождать с назревшими решениями по самым кардинальным для жизнедеятельности Европы внутрисистемным связям и вопросам.

Руководители стран Евросоюза надеялись после выборов в Европейский парламент быстро договориться о том, кто возглавит Союз на ближайшие пять лет, имея в виду должности первых лиц Евросовета, Центрального банка (ЕЦБ), Еврокомиссии (ЕК) и Европейской службы внешних связей (ЕСВС), но на прошедшем саммите глав государств ЕС этого не случилось.

До недавнего времени главным претендентом на пост главы ЕК был председатель правящей в ЕП фракции Европейской народной партии (ЕНП) немец Манфред Вебер. Теперь же вероятность его назначения тает на глазах, хотя бы потому что ЕНП на недавних выборах потеряла 36 мандатов. О метившем от евроскептиков в председатели Еврокомиссии итальянском вице-премьере Маттео Сальвини как-то перестают вспоминать под этим углом зрения.

Раньше предшествующих глав ЕК избирал Европарламент, но сейчас Эммануэль Макрон лоббирует назначение этого лица непосредственно лидерами Евросоюза. Не случайно премьер-министр Ирландии Лео Варадкар остроумно пошутил, что избрать Папу Римского бывает легче, чем нынче согласовать кандидатуру на пост главы Еврокомиссии

На должности же главы Евросовета тот же Макрон видел бы француза Мишеля Барнье, главного переговорщика ЕС по Brexit, но поддержал бы и нынешнего канцлера Германии Ангелу Меркель.

Едва ли лидеры Евросоюза захотят договориться по ключевым постам и на внеочередном саммите ЕС, назначенном на 30 июня. Так что, очевидно, новые общеевропейские руководители станут известны лишь на запланированном на октябрь саммите.

Ситуация по Brexit тоже не сдвинулась по сравнению еще с параметрами прошлой осени, хотя обстоятельства, казалось бы, диктуют внесение корректив. Лидеры ЕС не дали Великобритании гарантий, которые могли бы облегчить ратификацию соглашения о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза в британском парламенте, а это значит, что после смены премьер-министра турбулентность в Лондоне будет нарастать вместе с увеличением вероятности жесткого разрыва с Брюсселем без соглашения.

На предыдущем саммите государства ЕС не смогли договориться о создании к 2050 году условий, исключающих негативное влияние на климат. Из-за возражений восточноевропейских стран главы 28 государств и правительств ограничились общей обтекаемой декларацией. И на последнем саммите какие-либо существенные изменения по этой теме не были внесены.

Между тем главы государств и правительств ЕС объявили о намерении до конца 2019 года согласовать семилетний бюджетный план Евросоюза на 2021-2027 годы, в рамках которого затем будут приниматься годовые бюджеты ЕС, о чем сообщалось в итоговом заявлении саммита.

Финансирование бюджета на 2021-2027 год должно сократиться по меньшей мере на 13 млрд евро в год из-за выхода Великобритании из ЕС. В то же время Брюссель ищет пути увеличения финансирования ряда европейских программ, то есть в сумме взносы всех государств ЕС должны заметно вырасти, что может вызвать серьезнейшие проблемы, когда дело дойдет до утверждения финальных цифр. В 2019 году утвержденный размер бюджета Евросоюза составлял 165 млрд евро.

В канун майских выборов в Европарламент президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Европейский союз должен определиться по поводу членства Турции в ЕС, а если Евросоюз не нуждается в Турции, то пусть открыто заявит об этом. По словам Эрдогана, Турция выполнила все условия для полноправного членства в ЕС. Тем самым турецкий руководитель напомнил, что в 2016 году ЕС заключил сделку с Турцией по прекращению притока с ее территории беженцев с выплатой Анкаре 6 млрд евро и обещанием возобновить переговоры по вступлению Турции в ЕС, а без этой сделки ситуация с миграционным кризисом в Европе была бы куда катастрофичнее, нежели в настоящее время. Разверни же сейчас Анкара с этим вспять, Европе грозят опаснейшие последствия.

И, тем не менее, Евросоюз сегодня вынужден играть с огнем: он собирается применить жесткие меры в отношении Турции из-за ее незаконных действий в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Кипра, как оповестил пока еще действующий глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на пресс-конференции по ходу последнего саммита лидеров Евросоюза.

В ИЭЗ Кипра были обнаружены крупные месторождения со многими десятками миллиардов кубометров природного газа. Анкара, оспаривающая границы исключительной экономической зоны Кипра, направила в район два своих буровых судна для проведения геологоразведочных работ. Как сообщил гендиректор государственной нефтяной компании Турции Мелих Хан Бильгин, бурение запланировано начать прямо в июле.

Эрдоган заявил о готовности отстоять права турок-киприотов на шельфовые месторождения, в том числе с применением вооруженных сил, а 10 июня власти Республики Кипр санкционировали арест членов экипажа турецкого бурового судна Fatih. На саммите все 28 стран Евросоюза были едины в позиции, осуждающей эти шаги, предпринятые Турцией. В итоговом заявлении главы государств и правительств ЕС поручили Еврокомиссии подготовить точечные меры в отношении Анкары. Лидеры ЕС подчеркнули, что серьезно озабочены действиями Турции: «Евросовет сожалеет о том, что Анкара до сих пор не ответила на неоднократные призывы ЕС прекратить такую деятельность. ЕС будет продолжать внимательно следить за развитием событий и готов реагировать адекватно и в полной солидарности с Кипром».

Напряженность с кипрскими газовыми месторождениями стала довольно заранее непрогнозируемым явлением, способным утяжелить и без того довольно хрупкое взаимопонимание между Евросоюзом и Турцией.

Саммит Евросоюза принял предсказуемое политическое решение о продлении на полгода экономических санкций в отношении России, поскольку не видит продвижения по выполнению минских соглашений по Донбассу. Действующие же санкции истекают 31 июля. Они касаются финансового, энергетического и оборонного секторов, а также товаров двойного назначения. Также на саммите был пролонгирован до 23 июня 2020 года «крымский» пакет ограничительных мер.

Между тем в заявлении проходящего в Брюсселе саммита лидеров ЕС специально указано, что страны Европейского союза могут рассмотреть вопрос о непризнании российских паспортов, которые выдаются жителям неподконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей: «Евросовет продолжит следить за ситуацией на востоке Украины и готов в координации с международными партнерами рассмотреть дальнейшие меры, включая непризнание российских паспортов».

Трудно сказать, насколько эффективной была бы такая анонсируемая руководителями государств Евросоюза мера. На самом деле те люди, живущие на Донбассе, которые стремятся получить российское гражданство, делают это в наименьшей степени для разъездов по Европе, а, прежде всего, для возможности укорениться в России. Так что непризнание такого рода паспортов РФ явно не остановит тех, кто рвется их получить. Зато станет дополнительным фактором, осложняющим и так не безоблачные отношения ЕС с Москвой.

При нынешней бесконечно многообразной международной геополитической палитре едва ли не любое совместное решение лидеров более, чем 500-миллионного Евросоюза, включающего страны с различными интересами, так или иначе сопряжено с рисками. Поэтому руководители государств ЕС пока после майских выборов в Европарламент предпочитают выждать с выработкой принципиальных подходов по обустройству сообщества. Однако, даже текущие решения по взаимодействию с внешним миром чреваты трудоемким лавированием, дабы обойти подводные рифы, при столкновении с которыми корабль под названием «Старый свет» не гарантирован от пробоины.

Подпишитесь