“Новые известия” разбирались, какими будут последствия.
Во всем мире фотовидеофиксация нарушения правил дорожного движения (скоростной режим, езда по встречке или по обочине), с последующим наказанием виновников, является действенным инструментом снижения количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Например, в России уже действует 15 тыс. комплексов фотовидеофиксации. В июне стало известно о предложении назначить на всю страну одну организацию, которая будет брать на себя контракты по всем регионам. Эта идея вызвала сомнения у экспертов и возмущение участников рынка. Вопросы вызывает и сама предложенная компания, и уничтожение конкуренции в этой сфере.
Что за претендент
ГЛОНАСС БДД - компания, которая “разрабатывает и внедряет интеллектуальные транспортные системы с использованием инфраструктуры ГЛОНАСС”. “Наша цель – повышение уровня безопасности движения, а также снижение аварийности и смертности на российских дорогах”, - сказано на сайте фирмы. На сайте есть только это, форма обратной связи и информация о том, чей проект. То есть открытые данные о компании, которая вскоре может устанавливать и обслуживать камеры по всей России, практически отсутствуют.
Нет сведений и об опыте организации, на рынке о ее предыдущей работе тоже ничего неизвестно. Сама ГЛОНАСС БДД зарегистрирована в Казани, филиалов по всей стране у нее нет.
Остановимся на том, чья эта компания. ГЛОНАСС БДД позиционируется, как “дочка” Ростеха и АО Глонасс. Между тем, судя по ЕГРЮЛ, Ростеху в компании принадлежит 34%, а АО Глонасс — 30%. Самая же крупная доля, 36% — у казанской ООО «Сотка Высоток» некоего Артема Лопатина.
«Сотка высоток» в свою очередь известна тем, что выкупила в 2017 году примерно за 1 млрд рублей 70% долю в компании «Автодория» у фонда «Стартобаза» Светланы Никифоровой (жены тогдашнего министра связи Николая Никифорова). Она, кстати, за годы работы супруга в министерстве, смогла стать довольно значительным ИТ-бизнесменом. Но это, конечно, чистое совпадение.
Судя по всему, теперь именно эта аффилированная структура может быть призвана делать оборудование и ПО, которое раньше производили десятки конкурирующих между собой высокотехнологичных компаний.
Убить рынок
“У нас стоит приоритет национальный - повышение конкурентоспособности России на мировом рынке. В принципе, как можно повышать эту конкурентоспособность, уничтожая конкуренцию внутри страны? Конечно, это приведет к тому, что продукция станет менее качественной, она будет меньше развиваться”, - считает коммерческий директор и владелец компании «Ольвия» из Санкт-Петербурга Сергей Зайцев. Он пояснил, что изначально, когда была придумана автоматическая фотовидеофиксация в 2005 году, это был открытый проект, к нему могли присоединиться технологические компании. “Это как раз те компании, которые не нефть добывают, а занимаются разработкой российской наукоемкой продукции. Сейчас предлагается угробить всю эту тему в угоду одной, практически частной, компании. На мой взгляд, ничего хорошего в этом нет, такие решения вредны, конкуренцию надо развивать и поощрять”, - заключил он. Зайцев пояснил, что таким образом в России будет установлена монополия. “Ограничения конкурентности - это катастрофа. Это закончится звонками на прямую линию президента с просьбами решать вопрос, потому что ничего другого не остается. Мы в ужасе от этого проекта, мы не понимаем, как можно все так гробить”, - добавил собеседник.
Генеральный директор «ТБДД» в Перми Дмитрий Сычиков сообщил, что это также приведет к тому, что разработчики других комплексов останутся без работы. “Насколько я знаю, госкорпорация «Ростех» купила одного из разработчиков и под эту марку пытаются занять весь рынок. Это непорядочная конкуренция в высшей степени. Это как сказать, что все машины должны быть марки “Жигули”, другим компаниям нет места. Обычный передел рынка”, - рассказал он.
По его словам, сейчас конкурсная система сохраняет в бюджете немалые суммы. “По пермскому конкурсу цена контракта упала на 40%, по оренбургскому – на 25%. По России падение около 15%. Сейчас зайдет единый оператор, эти деньги будут оставаться в карманах ГЛОНАСС БДД, Ростеха или еще где-то. Или возвращаться обратно заинтересованным лицам”, - считает спикер.
Цена вопроса
В СМИ также указывалась ориентировочная цена, за которую будет работать единый поставщик. Аренда одного комплекса — 65–90 тысяч рублей в месяц или 150–250 рублей за предоставление информации о правонарушении.
“Я лично считаю, что брать деньги за постановления - это коррупционно и не очень честно, потому что те люди, которые вешают камеры, делают это для безопасности дорожного движения. Камера должна отслеживать транспортный поток, их можно повесить, и никто не будет нарушать. И это же хорошо, никто на дороге не погибнет”, - считает Зайцев.
По словам владельца компании, названная цена за аренду завышена. “По 90 тысяч рублей за пять лет, это 5,4 миллиона рублей. В то время как на рынке сейчас камера стоит полтора-два миллиона максимум. Разве это выгодно региону?”, - поинтересовался спикер. Он пояснил, что сейчас не понятно, что в эту аренду входит: только оборудование или туда включены передача услуг, монтаж, демонтаж. “На мой взгляд, грабеж госденег на лицо. Раза в три завышена цена аренды”, - добавил Зайцев.
Что будет в регионах
Помимо отсутствия конкуренции с приходом единого игрока возникает другой вопрос: “Как он будет работать в регионах?”. У нового поставщика нет региональной сети с обслуживающим персоналом, поэтому ему придется нанимать подрядчиков. Нет необходимой инфраструктуры – каналов связи, дата-центров. Кроме того, сам проект территориальную специфику не учитывает: у регионов не будет права выбора и возможности контроля.
“Есть тихий город Курган, где народ быстро привыкает к комплексам и дисциплинированно ездит. Есть регионы типа Волгограда и Краснодара, где есть транзит и по приборам выписывают много штрафов. Там может быть маленькая цифра за постановления, потому что там их столько, что это будет окупаться”, - пояснил Сычиков. Но, как сейчас известно, цена контрактов в регионах будет одинаковой.
Все это ставит под вопрос и нормальную работу правоохранителей. Комплексы фотовидеофиксации используются не только для контроля за нарушениями ПДД, но и для контроля транспортных потоков, оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами. Это обеспечивается потоковыми видеоматериалами с каждого комплекса.
Вопрос, который имеет огромное государственное и социальное значение, по сути, отдается на откуп малоизвестной компании, которой фактически еще нет де факто, только де юре. А ведь цена вопроса – это жизни людей.