Posted 24 июня 2019, 11:25

Published 24 июня 2019, 11:25

Modified 7 марта, 15:55

Updated 7 марта, 15:55

“Это катастрофа”: что будет с камерами, фиксирующими нарушения ПДД в России

24 июня 2019, 11:25
В СМИ появились данные о том, что правительство России готовит новое распоряжение. Согласно документу, теперь все работы, связанные с установкой и обслуживанием дорожных камер будет выполнять некий единый поставщик. Эта инициатива, по сути, уничтожит сложившийся рынок.

“Новые известия” разбирались, какими будут последствия.

Во всем мире фотовидеофиксация нарушения правил дорожного движения (скоростной режим, езда по встречке или по обочине), с последующим наказанием виновников, является действенным инструментом снижения количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Например, в России уже действует 15 тыс. комплексов фотовидеофиксации. В июне стало известно о предложении назначить на всю страну одну организацию, которая будет брать на себя контракты по всем регионам. Эта идея вызвала сомнения у экспертов и возмущение участников рынка. Вопросы вызывает и сама предложенная компания, и уничтожение конкуренции в этой сфере.

Что за претендент

ГЛОНАСС БДД - компания, которая “разрабатывает и внедряет интеллектуальные транспортные системы с использованием инфраструктуры ГЛОНАСС”. “Наша цель – повышение уровня безопасности движения, а также снижение аварийности и смертности на российских дорогах”, - сказано на сайте фирмы. На сайте есть только это, форма обратной связи и информация о том, чей проект. То есть открытые данные о компании, которая вскоре может устанавливать и обслуживать камеры по всей России, практически отсутствуют.

Нет сведений и об опыте организации, на рынке о ее предыдущей работе тоже ничего неизвестно. Сама ГЛОНАСС БДД зарегистрирована в Казани, филиалов по всей стране у нее нет.

Остановимся на том, чья эта компания. ГЛОНАСС БДД позиционируется, как “дочка” Ростеха и АО Глонасс. Между тем, судя по ЕГРЮЛ, Ростеху в компании принадлежит 34%, а АО Глонасс — 30%. Самая же крупная доля, 36% — у казанской ООО «Сотка Высоток» некоего Артема Лопатина.

«Сотка высоток» в свою очередь известна тем, что выкупила в 2017 году примерно за 1 млрд рублей 70% долю в компании «Автодория» у фонда «Стартобаза» Светланы Никифоровой (жены тогдашнего министра связи Николая Никифорова). Она, кстати, за годы работы супруга в министерстве, смогла стать довольно значительным ИТ-бизнесменом. Но это, конечно, чистое совпадение.

Судя по всему, теперь именно эта аффилированная структура может быть призвана делать оборудование и ПО, которое раньше производили десятки конкурирующих между собой высокотехнологичных компаний.

Убить рынок

“У нас стоит приоритет национальный - повышение конкурентоспособности России на мировом рынке. В принципе, как можно повышать эту конкурентоспособность, уничтожая конкуренцию внутри страны? Конечно, это приведет к тому, что продукция станет менее качественной, она будет меньше развиваться”, - считает коммерческий директор и владелец компании «Ольвия» из Санкт-Петербурга Сергей Зайцев. Он пояснил, что изначально, когда была придумана автоматическая фотовидеофиксация в 2005 году, это был открытый проект, к нему могли присоединиться технологические компании. “Это как раз те компании, которые не нефть добывают, а занимаются разработкой российской наукоемкой продукции. Сейчас предлагается угробить всю эту тему в угоду одной, практически частной, компании. На мой взгляд, ничего хорошего в этом нет, такие решения вредны, конкуренцию надо развивать и поощрять”, - заключил он. Зайцев пояснил, что таким образом в России будет установлена монополия. “Ограничения конкурентности - это катастрофа. Это закончится звонками на прямую линию президента с просьбами решать вопрос, потому что ничего другого не остается. Мы в ужасе от этого проекта, мы не понимаем, как можно все так гробить”, - добавил собеседник.

Генеральный директор «ТБДД» в Перми Дмитрий Сычиков сообщил, что это также приведет к тому, что разработчики других комплексов останутся без работы. “Насколько я знаю, госкорпорация «Ростех» купила одного из разработчиков и под эту марку пытаются занять весь рынок. Это непорядочная конкуренция в высшей степени. Это как сказать, что все машины должны быть марки “Жигули”, другим компаниям нет места. Обычный передел рынка”, - рассказал он.

По его словам, сейчас конкурсная система сохраняет в бюджете немалые суммы. “По пермскому конкурсу цена контракта упала на 40%, по оренбургскому – на 25%. По России падение около 15%. Сейчас зайдет единый оператор, эти деньги будут оставаться в карманах ГЛОНАСС БДД, Ростеха или еще где-то. Или возвращаться обратно заинтересованным лицам”, - считает спикер.

Цена вопроса

В СМИ также указывалась ориентировочная цена, за которую будет работать единый поставщик. Аренда одного комплекса — 65–90 тысяч рублей в месяц или 150–250 рублей за предоставление информации о правонарушении.

“Я лично считаю, что брать деньги за постановления - это коррупционно и не очень честно, потому что те люди, которые вешают камеры, делают это для безопасности дорожного движения. Камера должна отслеживать транспортный поток, их можно повесить, и никто не будет нарушать. И это же хорошо, никто на дороге не погибнет”, - считает Зайцев.

По словам владельца компании, названная цена за аренду завышена. “По 90 тысяч рублей за пять лет, это 5,4 миллиона рублей. В то время как на рынке сейчас камера стоит полтора-два миллиона максимум. Разве это выгодно региону?”, - поинтересовался спикер. Он пояснил, что сейчас не понятно, что в эту аренду входит: только оборудование или туда включены передача услуг, монтаж, демонтаж. “На мой взгляд, грабеж госденег на лицо. Раза в три завышена цена аренды”, - добавил Зайцев.

Что будет в регионах

Помимо отсутствия конкуренции с приходом единого игрока возникает другой вопрос: “Как он будет работать в регионах?”. У нового поставщика нет региональной сети с обслуживающим персоналом, поэтому ему придется нанимать подрядчиков. Нет необходимой инфраструктуры – каналов связи, дата-центров. Кроме того, сам проект территориальную специфику не учитывает: у регионов не будет права выбора и возможности контроля.

“Есть тихий город Курган, где народ быстро привыкает к комплексам и дисциплинированно ездит. Есть регионы типа Волгограда и Краснодара, где есть транзит и по приборам выписывают много штрафов. Там может быть маленькая цифра за постановления, потому что там их столько, что это будет окупаться”, - пояснил Сычиков. Но, как сейчас известно, цена контрактов в регионах будет одинаковой.

Все это ставит под вопрос и нормальную работу правоохранителей. Комплексы фотовидеофиксации используются не только для контроля за нарушениями ПДД, но и для контроля транспортных потоков, оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами. Это обеспечивается потоковыми видеоматериалами с каждого комплекса.

Вопрос, который имеет огромное государственное и социальное значение, по сути, отдается на откуп малоизвестной компании, которой фактически еще нет де факто, только де юре. А ведь цена вопроса – это жизни людей.

Подпишитесь