Posted 17 июня 2019, 11:56
Published 17 июня 2019, 11:56
Modified 7 марта, 16:01
Updated 7 марта, 16:01
Бороться с бедностью традиционными способами практически не получается: в России по-прежнему более 19 млн человек проживает за чертой бедности, а вице-премьер недавно ещё «порадовала» заявлением о том, что 51% российских многодетных семей считаются бедными. Вот Минтруду и пришлось изворачиваться в поиске альтернативных способов улучшения показателей.
Оказывать поддержку только тем, кто в ней нуждается вместо того, чтобы распылять деньги всем по чуть-чуть – логичный шаг, однако чиновники заигрались в процессе определения критериев. Очевидно, что состоятельные, но формально малоимущие люди, не испытывают потребности в льготах и дополнительных выплатах. Лишать поддержки обладателей яхт, вертолётов, самолётов, большой недвижимости, нескольких новых автомобилей, действительно, можно без ущерба для благосостояния населения. Но это только начало.
Определение критериев было отдано на откуп региональным властям Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей. Чиновники постарались на славу, выдав постулат о том, что главная причина бедности – это лень.
То есть, если у вас есть какая-то свободная жилая недвижимость, дача или просто участок земли, значит вам соцподдержка не нужна: не ленитесь и используйте своё имущество. Квартиру, доставшуюся по наследству, или дачу можно сдавать, на огороде - выращивать овощи либо для собственного пропитания, либо для продажи. Или же всё это хозяйство можно продать и жить на вырученные деньги. Власти Томской области предлагают ещё лишать пособий тех, кто не выполнил условия соцконтракта: не прошёл переобучения, не нашёл работу получше.
В общем, всё сводится к старому правилу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но при этом чиновники совершенно не учитывают массу факторов, ставящих под сомнение их критерии оценки потребности в соцподдержке. Конечно, квартиру в крупном городе не проблема сдать в аренду, а вот дом в глухой деревне никому не нужен. Ни сдать, ни продать. А если и получится продать, то долго на эти деньги не проживёшь, зато останешься вообще ни с чем. Вряд ли чиновники сами пробовали заработать на деревенской избе.
С выращиванием овощей всё ещё интереснее. Сельское хозяйство требует много времени, а малоимущий в России – это вовсе не синоним безработному. Взять, например, семью из двух взрослых и трёх детей (как раз случай многодетной семьи, о котором рассказывала Голикова). С таким составом постоянная работа может быть у одного взрослого – второй будет вынужден заниматься детьми. Выходит, что только с зарплатой в 63,1 тыс. рублей (до уплаты налогов) семья не будет считаться бедной. И это ещё очень неплохая зарплата – средняя в регионе, по данным Росстата, 42 527 рублей. Виновата ли человеческая лень в том, что зарплата всего лишь в полтора раза больше средней по региону, или же это недоработка властей?
Бедным у нас может быть и старательно работающий человек. На сельское хозяйство времени просто не остаётся. Если же погрузиться в огород с головой, и жить за счёт продажи картошки и лука, то здесь поджидает другая засада: в Госдуме не забросили рассмотрение законопроекта о взимании налогов с такой деятельности. Пока что работа на личных подсобных хозяйствах считается некоммерческой деятельностью, но скоро всё может измениться: законопроект, обязующий огородников регистрироваться индивидуальными предпринимателями, готовится ко второму чтению. Захотели заработать на урожае – будьте добры пройти все круги бюрократического ада, купить патент, онлайн-кассу с подключением к интернету, купить фискальный накопитель, платить за обслуживание кассы, платить оператору фискальных данных. Всё вместе может выходить примерно в 50 тыс. рублей в год. Выгода же от такой работы очень сомнительна.
Свалить все проблемы на людскую лень, перестать бедных считать бедными и продемонстрировать всей стране «успехи» проще простого. Но это не решит проблемы объективного дефицита рабочих мест: с 2011 по 2018 годы в нашей стране, по данным Конфедерации труда России, стало на 5 млн рабочих мест меньше. По итогам 2019 года могут быть сокращены ещё 500 тыс. рабочих мест. Захочешь работать, а негде.