Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью РБК рассказал, что Америка была готова в 2014 году не просто торговаться с Россией о статусе Крыма, но предлагала нашей стране значительные уступки:
«В апреле 2014 года мне… говорил госсекретарь США Джон Керри: «Всё понятно. Всё произошло так, как хотел крымский народ. Но для порядка проведите ещё один референдум», – сообщил Сергей Лавров.
Россия же, по словам главы МИД, от этого предложения отказалась из гуманных соображений: «Если всё и так понятно, зачем ещё раз гонять людей на какое-то голосование?».
В итоге против России были объявлены суровые санкции, которые стали одной из причин острого и долгого экономического кризиса.
Можно ли тут на 100% верить Сергею Лаврову? – задается вопросом аналитик Андрей Нальгин.
Сомнения объяснимы, если вспомнить последовательную американскую позицию тех памятных лет и жарких дней. Ещё до начала крымскогореферендума тогдашний президент США Барак Обама выразился весьма чётко: Проведение предложенного референдума по вопросу будущего Крыма станет нарушением украинской конституции и международного права. Днями позже это подтвердил и Джон Керри. По его словам, позиция США по поводу этого референдума ясна: мы считаем, что он противоречит конституции, международному законодательству и не является легитимным. В этой связи тогдашний госсекретарь подчеркнул, что Америка не признает результаты референдума.
Как-то всё это не вяжется с рассказом Сергея Лаврова. Даже если не забывать, что дипломаты частенько говорят на публику одно, а в кулуарах договариваются о другом.
С другой стороны, торговля с Вашингтоном всё же шла. Пределы компромисса, впрочем, Барак Обама тоже обозначил сразу: Россия сохранит за собой право на содержание военных баз в Крыму, при условии, что она будет придерживаться подписанных соглашений и уважать суверенитет и территориальную целостность Украины. Иначе говоря, полуостров – вернуть, военную базу ЧФ – сохранить, оформить всё как результат российско-украинских переговоров под контролем международных наблюдателей.
От этого предложения Кремль тоже отказался. Может быть, зря, учитывая все последствия?