Илья Трабер становится "угольным королем" Балтики

1 июня 2019, 09:49
Петербургский бизнесмен Илья Трабер, который имеет в городе неоднозначную репутацию еще с 90-х, фактически становится угольным королем Северо-Запада. Он теперь главный по экспорту угля, зерна и минудобрений в Балтийском море.

Вот только инфраструктура еще не готова, а цена вопроса велика – 90 миллиардов рублей. Это федеральные деньги, которые пойдут на обустройства порта в Высоцком (Ленобласть).

Евгений КОЛЕСНИКОВ, Санкт-Петербург

На Российском инвестиционном форуме в Сочи 14 февраля губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и совладелец ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» Рамис Дебердеев подписали инвестиционное соглашение о строительстве в порте г. Приморск (Ленинградская область) морской инфраструктуры с объемом инвестиций в 90 млрд рублей. Дебердеев владеет 26% акций данного ООО, столько же, по данным Картотека.ру, у бизнесмена Ильи Трабера. Эти предприниматели давно на слуху в Петербурге, вот только последний, что ни для кого не является секретом в городе, и есть основной владелец предприятия. А репутация 68-летнего Трабера настолько противоречива, что он обычно старается не выставлять свою фигуру на первый план. Вот теневым лоббистом компании - почему бы и не поработать.

Проект развития перегрузочного терминала ООО «Приморский УПК» был согласован Межведомственной комиссией по размещению производственных сил Ленинградской области еще в марте 2017 года. Терминал займет 270 гектаров в 1,5 километрах от порта Приморск и в 6 километрах от железнодорожной станции Ермилово. Вот только сумма инвестицией год назад оценивалась в 60 млрд, а теперь уже в 90 млрд рублей. Впрочем, планы и правда грандиозные – предполагается, что новый морской терминал будет принимать и отправлять до 15,6 миллиона тонн грузов в год. Преимущественно, это будет уголь. Первая очередь объекта обещает появиться в 2020 году.

Отметим и такой любопытный факт – после того, как Илья Трабер стал легальный совладельцем ООО «Приморский УПК» (были подозрения, что он возглавлял его де-факто через своих людей), на уровне правительства страны заговорили о возможном присвоении «Приморскому УПК» статуса «свободный порт». Сегодня в России существует лишь один порт с таким статусом – порт Владивосток, и его деятельность регламентируется специальным федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

Что же за человек Илья Трабер? И откуда растет его многих удивляющая влиятельность?

В начале 1990-х он занимался антикварным бизнесом, который в то время в Петербурге был весьма криминализирован. За то и получил прозвище «Антиквар». Говорят, его салон очень любила посещать жена мэра города Людмила Нарусова. Неудивительно, ведь 33% акций антикварной компании Трабера владела мэрия Санкт-Петербурга.

Чуть позже развивал свои проекты в г. Выборге Ленинградской области. К примеру, его люди из ЗАО «Выборгская энергетическая компания» и из охранной фирмы «Онион» поставили под свой контроль все заправки в Выборге. По воспоминаниям причастных, делалось это весьма жесткими методами…

Кроме того, Трабер в конце 90-х был совладельцем «Петербургского нефтяного терминала» в порту Санкт-Петербурга. Там тогда творилось такое, что далеко и Чикаго с его гангстерами. В 1997 году киллеры застрелили прямо в офисе начальника порта ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгения Хохлова и его зама Николая Евстафьева. В том же году снайпер расстрелял машину председателя комитета имущественных отношений администрации Санкт-Петербурга Михаила Маневича, который по долгу службы имел отношение к приватизации морского порта. В 2001 году генеральный директор «Северо-Западного таможенного терминала» Витольд Кайданович получил пулю у собственной парадной; в том же году убит совладелец этой компании Николай Шатило. В 2003 году расстреляли капитана ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаила Синельникова. А после него сразу же взлетел на воздух джип, в котором находился помощник Синельникова по вопросам безопасности, директор частных охранных предприятий «Гелиос» и «Марс-Сервис» Сергей Боев...

Однако правоохранительные органы не смогли или не захотели предъявить какие-либо претензии по многочисленным убийствам, связанным с портом, Илье Траберу. Перед законом, получается, в данном отношении он чист. Слухи к делу не пришьешь.

Что интересно и показательно, Трабер сейчас и уже давно находится в розыске по линии Интерпола. В 2016 году испанский суд объявил Трабера в международный розыск по подозрению в отмывании денег на недвижимости и участии в преступном сговоре. СМИ называли эту историю «делом русской мафии». Он из той российской бизнес-элиты, для которой пусть на Запад заказан. Во многом с этим отдельные СМИ связывают решение бизнесмена, что называется, легализоваться на родине. Ведь недавно Трабер стал еще и владельцем 37,5% ООО «Форт» (все в том же Приморске Выборгского района Ленобласти), еще 62,5% «Форта» - у кипрского «Белсеко Инвестментс ЛТД». Да и вообще, все последние годы Кремль призывает российский бизнес к деоффшоризации и перерегистрации активов на родине. Возможно, Трабер скоро еще больше выйдет из оффшорной тени.

А в бизнес-среде говорят, что резон слушаться Кремль у Ильи Ильича «Приморского», как его теперь величают, большой. Обязывает знакомство с Владимиром Путиным, которое произошло еще в начале 90-х. Насколько близкое? На этот вопрос даже пришлось отвечать пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову. «Скигин и Трабер в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга», – комментировал Песков обстоятельства знакомства Путина с Трабером «Новой газете».

Как бы там ни было, а Илья Трабер с компаньонами получил добро на очень жирный проект федерального масштаба. Для Ленобласти строительство перегрузочного терминала в Приморске и вовсе крупнейшее экономическое событие за всю постсоветскую историю региона. Как рассказали «Новым известиям» в правительстве 47-го региона за подписью главы комитета по строительству Константина Панкратьева, «на данный проект делается особая инвестиционная ставка, которая должна дать не только импульс всей Ленобласти, но и предоставить столь необходимые в нынешнее время дополнительные рабочие места. Ожидается, что профильные специалисты могут прибыть в регион из других портовых «кузниц» России».

Будем посмотреть, как Трабер справится. Напомним, что первые объекты должны появиться меньше чем через два года. Времени в обрез.

Справка

Общая площадь территории морского порта Приморск – 252,268835 га. Порт замерзающий, но открыт для навигации круглый год. В границах территории порта Приморск расположены два нефтеналивных терминала, предназначенных для перевалки сырой нефти и дизельного топлива.

#Экономика #Новости #Экономика регионов #Санкт-Петербург
Подпишитесь