Posted 30 мая 2019, 15:31
Published 30 мая 2019, 15:31
Modified 7 марта, 15:47
Updated 7 марта, 15:47
Приостановка Россией своего участия в ДРСМД произошла после того, как в феврале президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон в одностороннем порядке приостанавливает все обязательства, принятые при подписании договора в 1987 году, и начинает процедуру выхода из него. Договор действовал более 30 лет и избавил Европу от опасного противостояния советских и американских ракет, способных нанести ядерный удар за считанные минуты.
Александр Гольц, военный эксперт:
- Я думаю, что Россия хочет извлечь максимальное количество шума из этой истории. Поскольку здесь понятно, что инициаторами прекращения действия договора выступают США, то Россия хочет иметь максимальный пропагандистский эффект.
Но и то, что США предлагали присоединиться к этому договору Китаю - чистая отговорка, потому что нет никаких шансов, что он присоединится. Если в момент заключения договора боеприпасы на ракетах средней и меньшей дальности составляли меньше 8% общего ядерного потенциала США и СССР, то у Китая на таких ракетах находится 90% его ядерного потенциала. Так что это чисто американская отговорка, чтобы придать больше приличия своему одностороннему прекращению действия договора.
Александр Жилин, руководитель Центра исследования общественных прикладных проблем:
- Я думаю, что парламент решил подстраховать президента и придать этому документу дополнительный вес. Потому что действия по приостановке российского участия в ДРСМД уже приняты и вроде как особо мудрить и не надо было. Это как-бы пиар-ход, призванный показать, что не только нас но и мы можем кого-то.
Китай не хочет участвовать в новом договоре по ракетам средней и меньшей дальности вместе с Россией и США потому что если учитывать его положение, геополитику, вооруженные силы, то ему совершенно невыгодно отказываться от этого вида вооружений. У них 90% ядерного потенциала сосредоточено на таких ракетах. Но Китай - это же не Россия. Они не будут принимать дурацкие меры, фактически разоружаясь. И потом - почему американцы так волнуются за вооружения Китая? Ведь они американцам-то непосредственно не угрожают. Другое дело, если американцы хотят куда-то влезть поближе к Китаю или оказывать на него военное давление - то, тогда - да.
Мало кто об этом говорит, но сейчас идет достаточно жесткая работа по согласованию стратегического договора между Китаем и США, потому что старый себя уже исчерпал. И я думаю, что и торговая война с Китаем, и наезды на их компании как раз связаны с тем, что этот договор притирается да так, что искрит. Но он содержит ключевую фразу и для нас - России, весьма печальную. Что Китай и США становятся стратегическими - нет, не партнерами - союзниками. И заявления Трампа о том, чтобы и Китай подключился к договору - из той же серии. Не пойдет Китай никогда на это. Здравого смысла для них нет.
Что же касается основной угрозы возникновения ядерной войны, то я думаю - самое опасное место на Земле здесь не конфликт между Индией и Пакистаном и не напряженность в отношениях России и Запада, а противостояние между Израилем и Ираном, если последний обзаведется ядерным оружием.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий:
- Существует некоторая процедура, а наш президент - юрист и он любит, чтобы процедуры соблюдались. Зачем, когда Крым возвращался на родину было нужно, чтобы Совет Федерации одобрил возможность ввода войск на Украину? Думаю, для того же. Тут аспект не военный, а международно-правовой, юридический.
Что касается возможности участия Китая в подписании нового договора о ядерном разоружении, то мне кажется, что китайцы здесь вряд ли пойдут на диалог с американцами, потому что во-первых сейчас в США администрация Трампа. Люди там идут вразнос - ты о чем-то с ними договоришься, а на завтра все поменяется. И если китайцы хотят договариваться, то подождут какую-то пострамповскую тему. Во-вторых - предлагать Китаю договор и одновременно мучить его компании, вести торговую войну - это как вы избили собаку соседа, а потом пошли к нему с пирогом дружбы. Вряд ли он к вам будет относиться хорошо. Наконец - зачем вообще Китаю договариваться? Его все устраивает, у него руки не связаны. Ведь любой договор - потеря суверенитета в обмен на что-то. А что тут выиграет Китай?
Что касается хоть каких-то шансов на сокращение ядерных арсеналов в мировом масштабе, то на мой взгляд - когда мир вступил в нынешнюю неопределенность любые шансы на сокращение вооружений превращаются в утопию. Так что в лучшем случае все останется как есть сейчас, а возможно количество ядерных держав лишь увеличится. То, о чём так мечтал бывший премьер-министр России Евгений Примаков - "многополярный мир" - вот, оно состоялось. США ослабли, единая Европа ослабла, зато появились новые игроки - Индия, Пакистан, Иран, Бразилия, Малайзия о себе заявили. Даже крошечный Катар качает права! В результате теперь конфликт с применением ядерного оружия может произойти где угодно и когда угодно.
Многополярный мир на практике - это драка всех против всех. Все вытаскивают нож и бьют. Мир стал гораздо более опасным и куда менее предсказуемым. А что касается договоров - ни один из них не действует вечно. Договоры - это как какие-то растения. Они живут, расцветают, плодоносят, принося результаты обеим сторонам. А потом умирают. И чтобы договор в этом случае продолжился - с ним надо вести себя как с клубникой - подрезать усы и пересаживать. Был шанс нынешний договор тоже модифицировать, но, к сожалению, доброй воли обеих сторон оказалось недостаточно плюс - общая атмосфера недоверия.
Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук:
- Это вопрос чисто юридический, потому что все договоры России и ратифицируются и расторгаются через Госдуму. Поэтому чтобы приостановить участие России в ДРСМД и понадобился отдельный закон, чисто формальная процедура.
Китай не хочет участвовать в новом договоре о ядерном разоружении, потому что страны, обладающие пусть и не такими большими как у США и России ядерными арсеналами таких договоров очень боятся. Для них ядерное оружие - это щит, а при сокращении арсеналов преимущество получает тот, у кого больше ядерного оружия.
Исторически все договоры о ядерном оружии заключались с целью, чтобы не началась Третья мировая война. Сейчас же оружие стало более точным, поэтому меняется и ядерное оружие - оно становится менее мощным. И это как раз опасно, потому что возникает соблазн его использовать в локальных конфликтах, от чего весь остальной мир серьезных потерь не понесёт. И опасность возрастает - раньше люди понимали, что если нажмут на кнопку, то уничтожат весь земной шар, а теперь в локальном конфликте результаты будут, безусловно, жуткие, но затронет только отдельный регион. Потом раньше ядерным оружием владело всего несколько стран, а сейчас их число возрастает и потому опасность тоже возрастает. Потому и была такая серьезная игра с Ираном, чтобы не дай бог не появилось еще одно ядерное государство.
Что касается шансов на сокращение ядерных арсеналов в мире, то идет модификация ядерного оружия. Появляются новые его виды - небольшой мощности но с точным попаданием, более локальные. Потому страны и начали пересматривать прежние договоры. Поэтому по "большому" ядерному оружию - межконтинентальным ракетам с мощными зарядами может быть и возможны какие-то новые договоры о сокращении, но именно по ракетам средней и меньшей дальности технический прогресс лишь создал новые угрозы.