Об удивительных изменениях жизни в еще недавно полузакрытом и полностью авторитарном Узбекистане пишет блогер и путешественник Алексей Жирухин:
С первых же часов нахождения в Узбекистане возникло ощущение, что я попал в совершенно другую страну, не ту, в которой был в 2015 году. Бывший президент, устроивший тиранию в стране, Ислам Каримов умер 2 сентября 2016 года, а на его место встал Шавкат Мирзиёев. За это время изменилось буквально все, и я хочу вам об этом рассказать.
Граница
В 2015 году при переходе границы необходимо было переписать всю номерную технику (фотоаппараты, телефоны, компьютеры и т.д.) в декларацию, куда также вписать количество ввозимой валюты. Декларацию эту нужно было хранить как зеницу ока и показать на выезде, чтобы твою технику выпустили вместе с тобой. Если вдруг ты чего то забудешь вписать, то оставишь это пограничникам. Вывоз валюты бОльшей, чем ты вписал в декларацию, тоже невозможен. Помимо этого проверяли все электронные носители и просматривали все фотографии в телефоне на предмет порнографии (за это можно было даже сесть в тюрьму) и подозрительных карт и схем (а вдруг ты террорист и приехал подрывать государственные устои этой страны?). Не удивительно, что пока пройдет этот весь шмон, проходит куча времени. Зная о такой особенности, я переносил на компьютер и стер все старые фотографии с телефона (не хотел бы я присесть за случайную фотографию обнаженной подружки).
Сейчас. Перед паспортным контролем никаких проверок, телефоны не смотрят, деклараций нет. Довольно быстро ставят штамп в паспорт. Для того, чтобы ввезти автомобиль, необходимо оформить документы и заплатить налог за тонировку (1900 рублей), а потом оформить страховку (300 рублей за 2 недели). Это делается не быстро, но терпимо. Проверяют довольно дотошно, но в рамках правил и норм. Ничего особенного.
Полиция
В 2015 году Узбекистан был полицейским государством, в котором власть жёстко стремились контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан. Что и не удивительно, необходимо было защищать власть тирана Каримова. Это чувствовалось на границе, это чувствовалось и потом в стране, где очень часто на трассах стояли КПП с бетонными блоками, а ДПС проверяли всех проезжающих, их вещи и паспорта. Все боялись что-то плохое сказать про существующую власть, поскольку в стране работало кучу осведомителей.
Сейчас подобные КПП упразднили, нас останавливали только один раз для осмотра документов. С местными теперь можно стало честно пообщаться на политические темы.
Топливо
В 2015 году жидкое топливо можно было купить либо в Ташкенте на заправке, выстояв очередь, либо у перекупщиков из баклашек. Заправки в других городах были пусты, поэтому местное население в основном перешло на газ - пропан и метан.
Сейчас жидкое топливо есть и в регионах, но в связи с его дороговизной, пока оно не слишком популярно в сравнении с газом.
Обмен валюты
В 2015 году процветал «чёрный» рынок, а курс с официальным отличался почти в 2 раза. Тогда 1000 рублей я менял на 75 000 сум, в то время как в банке был 42 000. Деньги можно было обменять у менял на рынке и это было нормой.
Сейчас «черный» рынок практически упразднили благодаря выравниванию курса доллара. В банке выгодно можно обменять доллары, но не рубли. За обменом рублей я все-таки обращался к менялам, которых осталось не так уж и много. Разница была такая - за 1000 рублей в банке давали 100 000 сум, а менялы - 127 000.
Туризм
В 2015 году Узбекистан был абсолютно не туристическим государством с минимальной инфраструктурой. Лично этим он меня и привлекал, но об этом я напишу более подробный пост. Для туристов были отведены определенные гостиницы, для удобства контроля скорее всего. Когда я рассказывал друзьям, что собираюсь посетить эту страну, почти все крутили у виска.
Сейчас лучшим показателем того, что страна стала туристически привлекательной, стал тот факт, что в моем окружении появились знакомые, которые летали в Узбекистан на выходные чисто погулять и поесть плов. О таком 4 года назад и думать не могли. Количество отелей, турагенств и гидов выросло, на улицах городов появились указатели, прокаты велосипедов, электрокары и.... даже туристическая полиция.
Связь и интернет
В 2015 году после пересечения границы связь на моей сим-карте заблокировалась, невозможно было ни позвонить, ни написать смс, интернет можно было раздобыть только в интернет-клубах, где все соцсети были заблокированы. Туристам местные сим-карты не продавались.
Сейчас после пересечения границы блокировок не было, можно было вполне пользоваться как своей симкой в роуминге, так и купить местную, покупали в билайне, все мессенджеры и соцсети прекрасно работали.
Проживание
В 2015 году местным было запрещено принимать туристов. Для туристов в каждом городе были специальные гостиницы, имеющие лицензии. Лицензии стоили очень дорого, поэтому окупались за более высокой стоимости номеров для туристов раза так в 4. Двухместный номер в среднем стоил 2000-3000 рублей. Местные тоже принимали иностранных гостей, но с большой опаской, т.к. их могли сдать соседи. Чтобы не подвести хозяев, мы приходили ночевать уже поздно ночью, а уходили рано утром. Стоимость койки при этом была порядка 200-300 рублей, поэтому был смысл запариться с этим, дабы сэкономить деньги. Всем туристам давалось 3 дня в стране без регистрации, регистрацию можно было получить только в отелях, поэтому в любом случае на 4-ый день приходилось бы либо идти в лицензионный отель, либо переходить границу, чтобы обнулить дни без регистраций.
Сейчас такие лицензии отменили, поэтому можно спокойно останавливаться как в отеле, так и в гостевых домах у местных. При этом стоимость гостиниц снизилась, а вот гостевых домов увеличилась. Средняя цена койки выходила в 600 рублей с человека что там, что там. Всем туристам по прежнему дается 3 дня без регистрации, поэтому в любом случае на 4-й день придется идти в отель.
Отношения с Таджикистаном
В 2015 году между странами было довольно напряженные отношения, а большинство границ были закрыты для местного населения. Узбеки не пускали таджиков к себе, а таджики узбеков, в связи с чем границы между этими государствами выглядели полузаброшенными, но доступными для туристов из других стран.
Сейчас страны начали сотрудничать, по дорогам видны плакаты, где президенты двух стран пожимают друг другу руки, а все границы восстановили и начали пропускать друг друга.
Жизнь местного населения
За время обоих путешествий мне удалось хорошенько пообщаться с местными. По их словам после смерти Каримова и приходом нового президента жить в Узбекистане стала налаживаться. Работы становиться больше, зарплата стабилизировалась и на нее можно прожить, пенсию повысили. Наладился и товарооборот с Россией, очень часто можно встретить навьюченные автомобили с узбекскими номерами, которые что-то везут в Россию, а потом из России в Узбекистан. В 2015 году, к примеру, такую деятельность государство пресекало.
Вот что может произойти со страной всего за несколько лет, а ещё недавно там говорили: «А кто, если не Каримов?»