Ирина Зиганшина
Эту гипотезу изложил в своей статье, опубликованной в журнале Brain, профессор Марко Катани из Института психиатрии, психологии и неврологии - одного из подразделений лондонского Королевского колледжа.
«Невозможно поставить посмертный диагноз человеку, жившему 500 лет назад, - говорит профессор Катани, - но я уверен, что СДВГ является наиболее убедительной и научно правдоподобной гипотезой, объясняющей трудности Леонардо да Винчи в том, что касалось завершения его работ.
Исторические записи показывают, что Леонардо тратил слишком много времени на планирование проектов, но ему не хватало настойчивости в их осуществлении. Кроме того, СДВГ мог бы объяснить некоторые аспекты темперамента Леонардо и его эмоциональную подвижность».
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который сейчас «ставят» многим, - неврологическо-поведенческое расстройство, характерные черты которого - импульсивность, трудности с концентрацией, гиперактивность и склонность к прокрастинации. И хотя обычно его обнаруживают еще в детстве, сейчас диагноз СДВГ все чаще ставится и студентам университетов, и людям с уже состоявшейся успешной карьерой.
По свидетельствам современников, Леонардо с детства испытывал трудности с выполнением заданий и часто «перескакивал» с одного предмета на другой. Эти черты сохранились и во взрослой жизни. Известна, например, история, как он никак не мог завершить «Джоконду», были и сорванные проекты.
Как и многие из тех, кто страдает СДВГ, Леонардо отличался эмоциональной нестабильностью, был левшой и, вероятно, дислексиком, мало спал и работал практически нон-стоп, чередуя короткие циклы сна и бодрствования.
Современники и биографы сходятся в том, что самой яркой чертой Леонардо было его ненасытное любопытство - черта, которая и стимулировала его творческие поиски, но в то же время мешала сконцентрироваться. Профессор Катани, поставивший диагноз Леонардо, - специалист в области нейроонтогенетических расстройств, таких как аутизм и СДВГ.
«Существует распространенное заблуждение, что СДВГ типичен для непослушных детей с низким интеллектом, которым уготована беспокойная жизнь, - говорит профессор Катани. - Однако большинство моих взрослых пациентов были умными, тонко чувствующими детьми. Такие симптомы, как тревога и депрессия, развились у них позже - из-за того, что они не смогли реализовать свой потенциал. Невероятно, но Леонардо тоже приходили в голову мысли о том, что он неудачник. Думаю, его случай - лучшее доказательство того, что СДВГ связан не с низким IQ или отсутствием творческого начала, а скорее с неспособностью воспользоваться в жизни своими природными талантами. Люди с СДВГ сейчас подвергаются стигматизации - надеюсь, случай Леонардо мог бы помочь нам изменить отношение к этой болезни».