Posted 22 мая 2019, 13:56

Published 22 мая 2019, 13:56

Modified 7 марта, 15:54

Updated 7 марта, 15:54

ТПП РФ готовит программу возрождения в России семейного бизнеса

22 мая 2019, 13:56
С 2017 года Торгово-промышленная палата РФ плотно занимается вопросами возрождения семейного предпринимательства, сказал, открывая работу «круглого стола» президент Палаты Сергей Катырин.

Мероприятие, в котором приняли участие предприниматели, депутаты, представители ведомств, эксперты, было приурочено к предстоящему Дню российского предпринимательства, отмечаемого 26 мая.

ТПП РФ предложило идею семейного патента, который должен стать простым, без сложностей и «бумажного обременения», вариантом регистрации семейных предприятий. Это упростит налогообложение и документооборот, убеждены в ТПП РФ. А после утверждения критериев семейных предприятий можно будет предлагать дополнительные меры поддержки такого бизнеса. Например, упростить "семейщикам" доступ к кредитам, отказавшись от требования обеспечения, являющегося нормой для обычного предпринимательства.

В этой сфере, подчеркнул Сергей Катырин, до сих пор больше нерешённых, чем решённых, проблем, поэтому бизнесу, Палате, депутатам и министерствам следует постоянно искать ответы. Надо выработать предложения, чтобы оформить их законодательно в Госдуме РФ.

Сегодня нет соответствующих нормативно-правовых основ семейного бизнеса. Для его ведения россиянам нужна поддержка, нужны преференции, субсидии, отметил глава ТПП РФ. Власти не хотят заниматься регулированием трудовых отношений в семейном бизнесе, потому что это горы бумаг на каждого человека.

Эксперты ТПП РФ совместно с предпринимательским сообществом и представителями Минэкономразвития России разработали определение понятия «семейное предпринимательство», сообщила собравшимся вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.

"Семейное предприятие - это субъект малого и среднего бизнеса, соответствующий трем критериям: не менее половины работников организации должны быть членами одной семьи, которая включает в себя родителей, бабушек, дедушек, детей, внуков, их жен, мужей; члены одной семьи должны владеть суммарно более, чем 50 процентами долей в уставном или складочном капитале; и наконец, один из членов семьи должен быть единоличным исполнительным органом такой организации".

Закрепить законодательно определение семейного бизнеса очень важно, это основа для разработки возможных преференций, способов поддержки, подчеркнула Елена Дыбова. Вообще же семейный бизнес – это совсем другая ситуация в доме. Дети мотивированы на продолжение дела, которым они занимаются едва ли не с детских лет, это создание общественного слоя, крайне заинтересованного в стабильном развитии своего бизнеса, экономики и страны.

Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев считает, что необходимо как можно скорее законодательно закрепить понятие «семейный бизнес». При этом следует точно определить, должно ли быть участие семьи в уставном капитале просто больше 50 процентов или, может, надо все же сто процентов? Во втором случае больше стимулов для развития. В первом, конечно, есть возможность вне семьи искать средства для развития, но есть и опасность последующего дробления бизнеса, чтобы остаться в категории «семейный бизнес» и сохранить преференции, которые, по мнению депутата, обязательно будут расширяться. Вообще, считает он, правила работы и налогообложения такого бизнеса должны быть четкими, понятными, прозрачными и обязательно простыми.

Статс-секретарь, заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Наталья Ларионова рассказала о работе по развитию малого бизнеса, в частности, по предоставлению финансовых средств под небольшой (8,5 годовых) процент. Она тоже подчеркнула необходимость жесткого законодательного определения для семейного бизнеса, это позволит целенаправленно работать с этой категорией предпринимательства.

Тут же был проведен блиц-опрос семейных предпринимателей, показавший, что практически все брали кредиты. Некоторые предприниматели брали и под 5 процентов годовых (есть, оказывается, такие региональные программы поддержки бизнеса), и под 15 – таких большинство, и даже под рекордные 17,5 %. Ставки в основном неподъемные, разорительные и попросту грабительские. На вопрос, знают ли семейные бизнесмены о программе кредитования под 8,5 процента годовых, положительно ответили лишь три человека.

Грустная статистика, констатировал Сергей Катырин. Она, подчеркнул глава Палаты, свидетельствует о серьезнейших проблемах с информированием бизнеса о возможностях, которые ему могут быть предоставлены, и такую ситуацию надо кардинально менять.

"Семейное предпринимательство – это и трудовое законодательство, и налоговое, есть здесь некоторые тонкости, противоречия, с ними надо разобраться", - убежден депутат Госдумы РФ, в недавнем прошлом – глава ТПП Белгородской области Валерий Скруг. На «круглом столе», сообщил он, присутствуют представители четырех семей из Белгородской области, ведущих свой бизнес, и это свидетельство того, что семейное предпринимательство в регионе развивается. В области, например, в ходу фермерский патент. По мнению Валерия Скруга, патент должен быть единый – и на землю, и на производство, например, говядины. "Заплатил – и свободен, ни перед кем не отчитываешься, нет бумажной волокиты, работаешь, развиваешься…"

В ходе дискуссии были обсуждены и согласованы основные параметры законодательной работы по направлению «семейный бизнес». Нужен не только закон, подытожил обсуждение Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Нужны также параллельно разработанные подзаконные акты. Опыт показывает, что без этого закон практически не действует, ведь нужна прописанная процедура его использования.

Острой и неоднозначной была заключительная часть заседания «круглого стола», посвященная вопросам и ответам. Семейные предприниматели делились своими радостями и бедами. Последних оказалось заметно больше, хотя на мероприятии присутствовали, естественно, успешные предприниматели.

Да, говорили они, успех приходит после преодоления трудностей, после тяжелой работы, но плохо, если эти трудности искусственные, бюрократические – преодолеть их труднее, чем засуху или нехватку средств. Трудно, а часто невозможно пробиться со своей продукцией в сетевые магазины. Налогообложение имеет много подводных камней, в итоге льготы часто оказываются совсем не такими, как рассчитывает предприниматель. Постоянные перемены мешают планировать работу. Много отчетности. Введение маркировки товаров сильно бьет по бизнесу – нужны новые кассовые аппараты, сканеры и т.д., и расходы оказываются раз в десять выше, чем обещалось при введении онлайн-касс. Очень многое зависит от отношения к семейному предпринимательству местной администрации. Нужны четкие правила, к которым не должны добавляться пожелания, распоряжение и т.д. местных властей.

Впрочем, общий вывод был достаточно позитивным: при активной работе предпринимателей, законодателей и исполнительной власти семейный бизнес имеет шанс развиться и стать опорой экономики. Это реально. Даже на нынешнем поле с непроработанными толком правилами, где на каждом шагу натыкаешься на помехи, всё равно умудряются прорастать сильные ростки семейного предпринимательства. Просто сегодня нужны правильные работающие законы и некоторое время для развития. И не надо мешать, подчеркивали выступающие. Нужно, чтобы никто не вмешивался в работу, если бизнес выполняет все требования.

Подпишитесь