В этом заявлении говорится:
«Руководство издательского дома «Коммерсантъ» инициировало увольнение журналистов отдела политики Ивана Сафронова и Максима Иванова – за публикацию заметки «Спикеров делать из этих людей». В этом материале говорилось о возможной отставке Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации. Впоследствии заметка была объявлена «заказной». Но истинная причина увольнения – отказ раскрыть источники информации. Иными словами, журналисты действовали строго в рамках закона, их заметка сообщала важную для общества информацию, поэтому действия руководства ИД – прямое покушение на свободу слова. И не имеет значения, как именно будут уволены журналисты, по соглашению сторон или по статье Трудового кодекса. Они расплачиваются за исполнение своего профессионального долга. Только это важно.
В знак протеста против действий руководства Издательского Дома заявления об уходе подали практически все сотрудники политического блока. А большинство журналистов «Коммерсанта» заявили о солидарности с коллегами и обратились к читателям с письмом, в котором предупредили, что в «Коммерсанте» внутрироссийская политика не будет освещаться неопределенно долгое время.
Мы, члены «ПЭН-Москва» и Ассоциации «Свободное Слово», выражаем полную поддержку всем сотрудникам «Коммерсанта», занявшим принципиальную позицию. Вы абсолютно правы, коллеги, когда завершаете свое обращение словами: «Мы уверены, что наша страна достойна лучшего будущего. Достойна свободы слова». Но достойна она и лучшего настоящего. Которое без свободы – неполноценно.»
***
Кстати, публицист Алексей Мельников искренне удивился тому, что владелец газеты Алишер Усманов не сумел погасить этот скандал:
«Вот тебе и Бурханович! Человек Усманов, «живущий в счастье». Умеющий, согласно молве, улаживать конфликты и делать так, что его сотрудники остаются довольными.
Это нужно было постараться, чтобы из-за мелочи довести дело до того, чтобы весь отдел политики «Коммерсанта» во главе с маститым ветераном политической журналистики Глебом Черкасовым, снялся с позиций, оголив неприглядные газетные тылы Бурхановича. Оставив перед лавиной критики штабного работника Желонкина, с широко открытыми глазами.
Отличный подарок кремлёвский прессовод Громов, миллиардер Усманов и его нукеры сделали противникам российских властей, «удружили» Путину в сложной российской политической обстановке. Добавили к протестам в Архангельске и Екатеринбурге московский журналистский демарш. Подключив столичный ток к протестам в регионах. Ух!
Владельцу «Коммерсанта» и его подчиненным лучше было бы погасить конфликт как можно скорее – провести встречу с уволенными журналистами, быстро достичь согласия, поставить точку, попросить написавших заявление «черкасовцев» забрать их обратно, договориться о дальнейшей работе. Хоть в такой форме сохранить остатки вольнодумства в контролируемых властями СМИ и интерес публики.
Но нет, - нужно заливать огонь керосином – запустить инфу о том, что статься о перестановках Матвиенко-Нарышкин – заказная. Отвяньте вы с этой туфтой, Желонкин.
Конечно, можно набрать вместо Черкасова, Хамраева и всего отдела политики «Коммерсанта» на все согласных штрейкбрехеров. Но кто это будет читать? Кому такой «Коммерсант» будет нужен? Тем более, что не только отдел политики, но и другие отделы этой газеты, будут всей этой историей придавлены, будут писать с еще большей оглядкой.
Примеры деградации после политических чисток олигархами российской прессы известны. Посмотрите, во что превратилась мамутовская Газета.ру, кудряшкинский журнал «Профиль». «Паскудство одно», - как говорил Высоцкий.
Что касается журналистов, которые стоят на грани ухода из «Коммерсанта», и других, пожелавших, к ним присоединиться, - уходите командой. Создавайте свой, свободный, независимый проект. Ищите деньги у тех богатых людей, кому власти наступили ногой на горло, собирайте деньги по подписке. Подлые времена закончатся. «Коммерсант» умер, да здравствует новая пресса!»