Как сообщает Ридус, официальное число трудоспособного населения в нашей стране на сегодняшний день составляет 81,3 миллиона человек. Но ПФР получает отчисления только от 54 миллионов.
Разница между этими двумя цифрами, составляющая 27 миллионов, и есть число граждан, занятых в теневом секторе экономике.
Даже при вычете из этой разницы количества официально зарегистрированных безработных (немногим более 0,8 миллионов человек), это не изменит ситуацию.
Произвести подсчет того, какие суммы обращаются в тени, не представляется возможным, но если исходить из усредненных цифр доходов граждан РФ (по информации Росстата, в 2018 году средняя сумма оплаты труда составила 34,5 триллионов рублей), то обороты теневых зарплат могут доходить до 12 триллионов рублей в год. Это примерно 16% ВВП России в 2018 году.
По сведениям МВФ, это число вообще равняется 33% — то есть каждый третий работающий житель России намеренно избегает уплаты налогов.
Ни МВФ, ни Росстат свои методы подсчета не раскрывают, поэтому можно предположить, что реальные значения «подпольной» занятости в РФ находится где-то посередине между их крайними показателями, то есть в районе 25% от ВВП, считает издание.
Это говорит о том, что все усилия государства, начиная призывов к сознательности «теневиков» до предложений по конфискации всего теневого дохода, обречены на провал. Когда в 2017 году власти предприняли попытку легализации самозанятых, предложив налоговую амнистию, на налоговый учет по всей России не встало даже тысячи граждан.