Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук:
- Уже есть данные социологических опросов - если сейчас провести выборы в Верховную Раду, то первое место по количеству прошедших депутатов займет блок Владимира Зеленского, больше четверти голосов - 25,9%, а блок Порошенко будет только на третьем месте с 13,9%. Хотя, как видим, блок Зеленского получает и не абсолютное большинство.
Поэтому новое правительство Украины будет в случае перевыборов в Верховную Раду скорее всего коалиционное. Но я думаю, Зеленский найдет союзников и возникнет ситуация, чем-то напоминающая ту, которая ранее была в Армении после их революции.
Что касается перспектив подписанного вчера действующим президентом Украины Петра Порошенко закона об украинском языке, который вызывает большие дискуссии, то я думаю, он пересматриваться при Зеленском не будет, но скорее всего его просто "спустят на тормозах". Никого не будут арестовывать за то, что на русском языке говорят в парикмахерских. Почему Зеленский не пойдет на его отмену - потому что националистические настроения на Украине все-таки существуют и их приходится учитывать. Вспомните историю с аналогичным законом в Эстонии, сколько там было шума. Но в итоге все успокоилось, устаканилось и мы не видим особых проблем.
Украина сейчас переживает такой же этап строительства нации, обретения национальной самоидентификации, а при этом, увы, всегда возникают националистические перехлесты. На этом поле и играл Порошенко. Но Зеленский, как я понимаю, играть на этом поле не станет - он не будет выступать против, но не будет и форсировать, торпедировать такие процессы. Впрочем, я не исключаю, что Зеленский обратится в Венецианскую комиссию, чтобы она рассмотрела закон о языке.
Андрей Суздальцев, политолог, независимый эксперт по постсоветскому пространству:
- Вариант роспуска Верховной Рады после того, как определена дата инаугурации Зеленского, совершенно не исключен. Тем более, что на Украину после долгого отсутствия вернулся и Игорь Коломойский - предприниматель, которого связывают с Зеленским. Впрочем, в определении именно такой даты инаугурации может быть и момент каких-то закулисных переговоров, на которых договорились, чтобы он Раду все-таки не распускал.
За президентскими выборами на Украине стояла борьба двух очень мощных финансово-экономических кланов. Один из них консолидировался вокруг действующего президента Петра Порошенко, другой- из старых олигархов, которые враждовали с "донецкими" - вокруг Игоря Коломойского. Но теперь, если будут усиливаться позиции Коломойского, это может негативно сказаться на имидже Зеленского, ведь он шел на выборы фактически под лозунгами борьбы с всевластием олигархов, а на деле получается, что одна группировка сменяет другую.
Если же Зеленский все-таки пойдет на роспуск Верховной Рады, то надо иметь в виду, что позиции его блока кандидатов в депутаты опираются на личный рейтинг, а он очень неустойчивый. От него ждут "чуда", но реальных действий, достижений пока что нет. И этот рейтинг антисистемный, он сам по себе - вызов системе. Но на выборах в Раду абсолютного большинства голосов блок Зеленского все равно не получит и тогда придется идти в коалицию с другими политическими силами, идти на какие-то компромиссы и у избирателя возникнет вопрос - "за что боролись"? И не разумнее ли действительно в таком случае не распускать Раду, затягивать ситуацию как можно долго, ссылаясь на то, что я-то - хороший президент, а мешает старая власть, как это происходит даже в случае с Трампом?
Что касается каких-то изменений в донбасском конфликте, отношениях с Россией, то их тоже ждать, скорее всего не приходится. Политическая система, которая сложилась в 2014 году на Украине, базируется на чётком евроатлантическом векторе - прозападном, проевропейском и антироссийском. Зеленский даже если бы хотел - в одиночку не смог бы изменить этот вектор, да он и не особо хочет. Решение же проблем Донбасса - это выход на прямые переговоры с сепаратистами, а ничего такого мы даже в ходе предвыборной кампании Зеленского не слышали.
Не будет Зеленский менять и закон о языке. Зачем? Ряд его положений выполнить на практике все равно невозможно - в семье, в закрытых помещениях, непублично всё равно будут говорить по-русски. А если где-то это будет публично, в том же магазине? Что, люди будут писать друг на друга доносы? Зеленский и сам русскоязычный, его "Квартал 95" тоже был основан на русском языке. Так что закон носит в основном политический характер - он превращает украинский язык в страшилку, в ужас, в политическое оружие доносов.
Анна Арямова, политолог, кандидат политических наук:
- Зеленскому в любом случае нужно будет менять и внутреннюю политику и внешнюю, потому что тот тупик и внутри- и внешнеполитический, в котором Украина сейчас находится, дальше продолжаться не может. Это объективно - мы видим тупик во внутренней политике,это и тарифы и экономика в целом и социальная политика. Во внешней политике европейский прорыв у Порошенко не удался, для США Украина сейчас тоже неинтересна, разве что лишь как возможность влиять на отношения с Россией. Но вкладывать большие средства США в Украину не будут. Ни Евросоюз ни НАТО Украину в нынешнем виде принимать тоже не спешат.
Поэтому Зеленскому нужно будет нащупывать свой путь. Стать пророссийским политиком он не сможет в силу нацдвижений, стать полностью проевропейским - какой смысл, если финансовой помощи не будет? А он еще и человек политически неопытный, у него нет своей политической платформы.
Украине сейчас нужно выбираться из своих экономических проблем, а без участия России, тех же пресловутых тарифов на газ, это невозможно - те кредиты МВФ, которые сейчас выдаются в неполном объеме, украинскую экономику не спасут.
Алексей Токарев, старший научный сотрудник института международных исследований МГИМО, кандидат политических наук:
- Зеленский конечно же будет распускать Верховную Раду. Но если даже потом он выиграет выборы и проведет много своих депутатов в новый состав, создаст коалицию - никаких шансов в изменении ситуации на Донбассе не предвидится. Это история системная и ждать чего-то хорошего не придется. Разве что, может быть только обменяют пленных по принципу всех на всех. На нынешней Украине вообще сложно быть пророссийским, Зеленский разве что менее "не наш", чем Порошенко.
Зеленский говорил о расширении нормандского формата, включения в него США. Но говорить можно что угодно - того же, наверняка, хотел и Порошенко, но как четыре страны были в нормандском формате, так и остались. Особых подвижек поэтому в разрешении донбасского конфликта не ожидается. Вот если бы все элиты ушли по обе стороны конфликта - и Украины, и Донбасса - тогда были бы шансы. Но это уже практически невозможно - запихнуть Донбасс назад в состав Украины. Там уже сформировался целый класс людей, которые имеют оружие на руках, недвижимость, свой бизнес. Сложно представить, что они снова встанут под украинский флаг.
Что касается недавно подписанного Петром Порошенко закона об украинском языке, то языковой фактор уже лет двадцать используется властями Украины. Многие президенты Украины в предвыборной кампании обещали, что русский язык станет вторым государственным, но даже при самых пророссийских он так им и не стал. Что же касается Венецианской комиссии, куда Зеленский мог бы направить на экспертизу закон о языке,то ее решения носят рекомендательный характер и необязательны для исполнения национальными властями. Все последние десятилетия власти постсоветских стран занимались тем, что когда им это было выгодно - соглашались с решениями Венецианской комиссии, а когда невыгодно - игнорировали их. Прецедент по Украине был лишь в 2014 году, когда после свержения Виктора Януковича исполняющим обязанности президента Украины был Александр Турчинов. На него прикрикнули из Венецианской комиссии и он так и не подписал принятый еще тогда закон о языке, оставив на время русский и ряд других на уровне хотя бы региональных языков. Но потом предыдущий закон, делавший русский язык региональным, все равно отменили как одиозный и принятый в 2012 году для того, чтобы "Партия Регионов" Виктора Януковича получила больше мандатов.