Posted 10 мая 2019, 07:33
Published 10 мая 2019, 07:33
Modified 7 марта, 16:04
Updated 7 марта, 16:04
Уже третью неделю простаивает главный экспортный нефтепровод России - «Дружба», который обеспечивает нефтью Германию, Польшу, Венгрию, Словакию и Чехию, сообщает DW . Причем последствия этой крупнейшей аварии в истории российской нефтяной отрасли могут быть самыми печальными, поскольку хлориды, которыми оказалась загрязнена нефть обладают сильными коррозийными свойствами.
Пока что «найден источник загрязнения - это узел учета "Лопатино" в Самарской области», доложил министр энергетики РФ Александр Новак Дмитрию Медведеву. По версии следствия, нефть «с добавлением в ее состав хлорсодержащих соединений преднамеренно закачали руководители трех ООО - "Нефтеперевалка", "Петронефть Актив" и "Магистраль", чтобы скрыть "многократные хищения».
Эксперты уже подсчитали, что в «Дружбу» таким образом попали уже 5 миллионов тонн грязной нефти, что сопоставимо с объемом прокачки по магистрали за месяц! И возмещать этот ущерб придется, скорее всего, государству.
А ущерб этот по всей видимости будет очень серьезным, хотя пока и тщательно скрывается. Во всяком случае, одна из статей, по которой Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело - ст. 215.3 УК РФ - предусматривает ответственность за «приведение в негодность нефтепровода, совершенное из корыстных побуждений, группой лиц по предварительному сговору, в отношении магистрального трубопровода».
Какие участки больше всего пострадали? Российские, по которым уже идет «чистая» нефть, или зарубежные, в которых она все еще лежит грязная? Информации на этот счет нет. Причем не только из России, но и из других стран, за исключением разве что Беларуси. Она еще в конце апреля заявила об ущербе в 100 миллионов долларов.
Из-за загрязненной российской нефти два белорусских нефтеперерабатывающих завода «Мозырский НПЗ» и «Нафтан» еще в конце апреля сообщили о 50-процентном сокращении нефтепереработки, за ним последовало прекращение экспорта бензина и других нефтепродуктов. Затем завод в Мозыре полностью встал и объявил о повреждении хлоридами части оборудования.
Белорусская компания «Белнефтехима» заявляет, что ранее озвученная сумма издержек на уровне 108 миллионов долларов представляет собой только «недополученную в апреле выгоду от сокращения экспорта и снижения загрузки», а потери от вынужденного простоя НПЗ в мае еще не учтены. К тому же на территории Беларуси скопилось около 1 миллиона тонн грязной нефти, от которой надо избавляться. Не говоря уже о возможной коррозии в трубопроводе. Так что суммарные издержки от инцидента, указывает компания, будут значительно выше, и в Минске заявляют, что потребуют компенсации от России.
Правда от других стран и зарубежных компаний таких заявлений еще не поступало. Возможно, потому, считают журналисты, что Москва им уже что-то обещала, чтобы замять международный скандал.
Между тем, агентство Reuters сообщило, что не менее 10 танкеров, загрузивших в российском порту Усть-Луга порядка 1 миллиона тонн грязной нефти, безуспешно пытаются сейчас найти покупателей где-нибудь в Европе. При обычных условиях цена этой нефти, указывает агентство, уже составляет порядка 500 миллионов долларов.
Ее закупили три торговые фирмы Vitol, Glencore и Trafigura, и теперь они попали под перекрестный огонь российских производителей нефти и западных покупателей, которые отказались принимать загрязненную российскую нефть, купленную трейдерами. Это в том числе - Eni, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, PKN и Repsol. Правда, сами торговые дома от комментариев пока отказались отказались.
«Это катастрофа и огромный удар по имиджу России как надежного поставщика. Мы слышим обещания российского правительства о том, что проблема будет решена, но она все еще не решена », - сказал один из покупателей российской нефти, попросив не называть его имени, поскольку работодатель запрещает ему говорить со средствами массовой информации.
Вполне возможно, что во внешнеторговой статистике России эти объемы уже считаются экспортированными, хотя если их и удастся в конце концов продать, то только с очень большой скидкой. Иначе говоря, реальные доходы российских компаний и казны РФ упадут.
На самом деле, загрязнение сырой нефти - не редкость, в последние годы подобное происходило в Соединенных Штатах, Мексике и на Ближнем Востоке. Однако масштаб российской проблемы необычайно велик.
Терминалы в крупнейшем в Европе нефтехранилище Амстердам-Роттердам-Антверпен, уже заявили своим клиентам, что они не будут принимать сырую нефть с содержанием органического хлорида выше 50 промилле.
Так что уже ясно, что беспрецедентное заражение трубопроводной системы "Дружба" грязной нефтью будет иметь и серьезные экологические, и макроэкономические последствия.