Завтра в России состоится в высшей степени неэстетичное по форме и жуткое по содержанию шествие под названием «Бессмертный полк». В нем так или иначе примет участие большинство граждан страны – кто-то участником «с мертвецом на палочке» в руках, кто-то зрителем, вольным или невольным.
Эта акция, задуманная как выражение благодарности погибшим на войне отцам и дедам, на самом деле являет собой зримое воплощение пресловутого коллективного бессознательного в культе мертвых, постоянно тлеющем в народном сознании с древнейших языческих времен.
Сразу оговорюсь, что это отнюдь не чисто российское явление, - культ мертвых, или культ предков так или иначе тревожит любой народ и любую нацию, однако настолько яркое массовое его проявление, как в России, трудно встретить где-либо еще. Ну, разве что в Мексике, где в начале ноября шумно и весело празднуется День мертвых, тоже посвященный памяти умерших.
Но Россия – не Мексика, тут не до плясок, тут все намного мрачнее. Торжественно и коллективно почитая своих предков, ее граждане подсознательно ожидают от них некоего вознаграждения – ведь предки погибли как бы не насовсем, они просто переселились в мир иной, и руководят оттуда живыми. Недаром каждый год вокруг «Бессмертного полка» возникают разные непонятки и скандальцы – кто-то все время пытается протащить туда «нелегально» то царя Николая II, то Сталина, то Молотова, то Тухачевского – то есть людей, вроде бы никакого отношения к полку не имеющих, хотя на самом деле, прямое отношение к нему имеют буквально все умершие.
Нельзя не отметить, что современный извод культа мертвых в России пришел на смену точно такому же, только индивидуализированному культу Ленина, ловко и умело внедренному в народную гущу при коммунистах.
Не зря же сто лет назад восставшие люмпены Российской империи по наказу своего вождя громили храмы и убивали священнослужителей, тем самым, лихо прощаясь с культом мертвого, но вопреки чаяньям, так и не воскресшего и не принесшего им ни свободы, ни благополучия Христа.
И надо же, так удачно получилось: «вождь всемирного пролетариата», организовавший эту вселенскую резню вдруг и сам отошел к праотцам. Как тут было не воспользоваться подарком?!
Его набальзамировали, сложили в мраморную пирамиду, и стали творить вокруг его имени грандиозную мифологию. Она получилась нереально мощной и действенной, настолько, что даже в Перестройку очень многие вполне приличные, с весьма демократическими убеждениями люди всерьез предлагали «вернуться к ленинским принципам управления государством»!
То есть вернуться к принципам человека принципиально беспринципного! Человека, жестокость которого превосходила жесткость ста Сталиных и Берий вместе взятых!
Но факт остается фактом – на долгие семь десятилетий культ мавзолейного лежальца буквально правил страной. Ему не только поклонялись, стоя в многочасовой очереди на Красной площади, с ним советовались, сверялись, его постоянно цитировали. И не только в массовых изданиях, а буквально во всех самых серьезных научных статьях и книгах!
Но и Ленин, вопреки обещаниям и с этого, и с того света, как и Христос, не дал избавления стране вечных рабов и господ.
Святая Русь сильно приуныла: кому теперь верить? На кого надеяться? Не видать на родных горизонтах такого мертвеца, на кого можно положиться.
Сталин вроде всем хорош, да уж больно запятнан лагерями и расстрелами - всеобщего поклонения не жди.
Гагарин?
Увы – российский космос зияет просверленными дырами и давно перестал быть «нашим».
Оглядевшись внимательно, коллективное бессознательное констатировало: нет в этом мире ровно ничего нашего! А все, что в нем есть, или придумано, или сделано не нами, а нами только худо-бедно перенято.
Кроме нефти...
Нечем гордиться.
Но вот чей-то зоркий глаз упал на ветеранов войны. Вот же он, вожделенный предмет!
Выточили палочки, прицепили фотографии – и вперед.
Героев много, целый полк, дивизия, армия!
Они-то точно победят, защитят, оденут-обуют, накормят!
И это не шутка. Лукавство такого рода культов заключается в том, что люди, его отправляющие, как бы снимают с себя ответственность за все происходящее в реальности, перекладывая ее на мертвецов.
Которых не нужно кормить.
Которых не нужно одевать-обувать.
Которым не нужны ни жилье.
Ни работа.
Ни пенсия.
Ни закон.
Ни сама свобода.
Они очень удобны в обращении, эти мертвые: поклонился, утер скупую слезу, снял портрет с палочки, сложил в чулан, и гуляй.
В промежутках же, если остро захочется еще какой-нибудь магии, услужливо поможет РПЦ: завезет какую-нибудь косточку или клочок волос.
Поклонишься – и порядок!
Но мощи все же наособицу, зато «Бессмертный полк» - одна гурьба, как говорили в коммунистические времена «в едином порыве»!