Posted 6 мая 2019, 09:48

Published 6 мая 2019, 09:48

Modified 7 марта, 16:06

Updated 7 марта, 16:06

Историк - о национальном обычае жечь траву: «Уж лучше асфальт, чем пожар!»

6 мая 2019, 09:48
Отечественную традицию весеннего пала не останавливают никакие аргументы и катастрофы.

Поистине самоубийственный обычай жечь прошлогоднюю траву превратился в России в какую-то параноидальную манию. Сколько ни убеждали учёные, что никакого влияния на будущий урожай эта мера не оказывает, каждую весну неизменно происходит одно и то же – Россия покрывается дымом пожарищ. Не привела в чувства отечественных поджигателей даже свежая и еще не закончившаяся трагедия в Забайкалье, где в пожарах сгорели дотла сотни деревень. Психоаналитики утверждают, что эта традиция – ни что иное, как подсознательное стремление русского человека к саморазрушению. Проблема только в том, что вместе с собой эти «саморазрущители» забирают на тот свет и других.

Об очередном приступе огненной паранойи во вроде бы благополучном Подмосковье написал в ФБ историк и политолог Сергей Медведев, вернувшийся из зарубежной поездки:

«Вернувшись в Мозжинку после недельных каникул, холодным утром я вышел на пробежку с собакой, и едва свернул в поля, как почувствовал знакомый запах гари. А выбежав на обрыв над рекой, замер, не веря глазам: поля между берегом и дубовой рощей больше не было, вместо него простиралась черная пустошь, еще более зловещая на фоне окружающей нежной зелени. Обгорели и березы с дубами на склоне, их стволы стоят по пояс черные. А молодые деревца на поле, едва успев выпустить первые листочки, тут же и погибли: стоит кустик ивы с зелеными листьями, но уже мертвый.

Все это знакомо по каждому году, сколько курток и кроссовок я пожёг, затаптывая горящую траву на Крылатских холмах, пока не приедут пожарные, сколько обгоревших птичьих гнезд находил, погибших яблонек и вишен – я уже не говорю о кротах, ежах, зайчатах, жуках, бабочках, о многоцветном разнотравье, вместо которого по горелому вырастут лопухи, чертополох и новый хозяин России, борщевик, все это сотни раз описано, оплакано, проклято (не говоря уже о всей остальной России, где выгорают сотни тысяч гектаров, гибнут тысячи животных, сотни деревень, погибают люди), и все это повторяется снова и снова – в этот раз на Пасху. Помолившись, люди зажигают траву. «По горелому лучше растет» -- главный принцип русской жизни; только вот по горелому каждый раз вырастает все хуже и хуже, и травы, и люди. Я и вправду не знаю другой такой страны, где жители так ненавидят собственную землю и с таким упоением занимаются ее и само- уничтожением. Да-да, я помню, подсечно-огневое земледелие, древляне и кривичи, поджог степи, защита от татар, внутренняя колонизация, тяжелое наследие крепостного права и колхозного строя – но удивляет также и способность людей веками не меняться, оставаясь на земле одновременно рабами и оккупантами, но никогда не хозяевами.

И вот я думаю -- может не воевать уже со всеми этими злобными ПИКами и Морто-градами, пусть заливают Подмосковье бетоном и асфальтом, наши люди недостойны этой природы, пусть поджигают кнопки в лифтах сорокаэтажных "человейников".

За рекой раздался тяжелый грохот, от которого смолкли птицы и природа словно съежилась. На бреющем полете со стороны Кубинки медленно шли эскадрильи вертолетов, направляясь к Москве на репетицию парада, накрывая поля своими грозными тенями. Напомнило финальную сцену из "Утомленных солнцем", когда из-за леса стал подниматься огромный портрет, отмечая День сталинского дирижабля. А потом все смолкло, и остались только мы с собакой, и мертвое поле, и ледяной ветер с запахом гари: русская весна как она есть...».

Подпишитесь