Нефть пачкает политику: отношения Минска и Москвы обостряются

26 апреля 2019, 18:09
Поставки российской нефти в Белоруссию стали настолько политизированными, что любая новость на эту тему кажется скандальной

На днях угрозы Александра Лукашенко приостановить транзит российской нефти в Европу из-за ремонта нефтепровода «Дружба» совпали по времени с попаданием «грязной» нефти в эту трубу, что остановило работу двух НПЗ и экспорт нефтепродуктов в соседние страны. Что же на самом деле произошло и нужно ли искать в этом политику? – задается вопросом на сайте Московского Центра Карнеги журналист Артем Шрайбман.

Начался нефтяной спор двух стран с «налогового маневра» в России, который за пять лет сведет на нет все нефтяные преференции Белоруссии, а это будет стоить Белоруссии около $10 млрд в следующие пять лет и $3,7 млрд потерянных за последние три года.

Маневр обнуляет экспортную пошлину, которую Минск забирал, а цена на нефть из России становится мировой. Кроме того, Москва компенсирует убытки своим НПЗ из российского бюджета через отрицательный акциз, что тоже сильно ударит по Минску, поскольку поставит в неравные условия НПЗ в белорусских Мозыре и Новополоцке. Нельзя не отметить, что нефтепродукты и дистилляты дают почти 35% товарного экспорта ($12,8 млрд в 2018 году) Белоруссии, не считая эффекта, который дает дешевое сырье химической промышленности и энергетике страны.

Москва же считает эти меры своим внутренним делом, предлагая простой выход: превратиться Белоруссии в подобие российского региона, что породило слухи о некой углубленной интеграции стран и даже об аншлюсе.

Более того, конфликт может перекинуться и на газ, поскольку истекает действующий контракт. А это означает, что отношения между странами серьезно изменятся, поскольку нефтегазовая рента, бывшая экономической базой этого союза, исчезнет.

Поэтому Минск хочет оперативно модернизировать свои НПЗ, повысив их рентабельность. Кроме того, Белоруссия не против обсуждения в специальной рабочей группе, которая уже начала работу, перспектив дальнейшей интеграции. Пока что известно, что уступок в вопросе суверенитета Минск не сделает, а управление общими делами хочет продолжать на равноправной основе, с правом вето для обеих сторон. Как раз это Москва принять не сможет, поскольку разница в экономическом весе партнеров огромна. Так что рабочая группа вряд ли решит эту проблему кардинально.

Еще один шаг Минска – это диверсификация. И Лукашенко уже озаботился поисками альтернативного сырья, и может начать закупать нефть в странах Балтии и Украины. Однако, вряд ли литовская, латвийская и украинская инфраструктура позволяет в ближайшее время заместить весь объем нефти, которую Минск покупает у России. Да и все равно, нефть, идущая по трубе остается дешевле портовой.

Третья мера предусматривает повышение цены на транзит российской нефти в ЕС. Минск уже уведомил «Транснефть» о намерении повысить тариф на прокачку на 23%. Сейчас спор по этому поводу решают антимонопольные органы обеих стран.

Последняя мера – это угроза вообще закрыть транзит по причине ремонта нефтепровода «Дружба». 11 апреля, после того, как Россия запретила в очередной раз поставки белорусских продуктов, Лукашенко сделал заявление, что коли братья так нехорошо себя ведут, давно намечавшийся ремонт откладывать нет смысла.

И вот 19 апреля обнаружилось, что нефть, текущая по «Дружбе», грязная. В ней в десятки раз превышена концентрация органических хлоридов, которые испортили оборудование на НПЗ.

Однако, при всей напряженности ситуации, искать тут диверсию не стоит, это вполне может быть случайным совпадением, тем более, что «Транснефть» признала, объяснила и обещала решить эту проблему в несколько дней, что позволяет рассчитывать на компенсацию убытков Минску убытки. А кроме того, грязная нефть ушла не только в Белоруссию, но и в Европу. Так что Польша перестала принимать эту нефть, ожидая улучшения ее качества, что говорит о явно непредусмотренном техническом сбое

Хотя проблема с грязной нефтью и не связана с нефтяным спором, психологического климата она не улучшила, и у Минска появилась дополнительная мотивация искать других поставщиков нефти, видя в Москве лишь источник проблем.

Тем более, что ходят упорные разговоры о том, что качество российской нефти становится все хуже, поскольку самое качественное сырье идет в Китай. а «Дружбу» наполняет по остаточному принципу. Теперь же стороны торгуются так яростно, что оценки объема проблемного сырья у Минска и «Транснефти» различаются в два раза! Так что чисто экономический спор вполне способен перерасти в новое политическое противостояние стран..

#Аналитика #Политика #Россия #Экспорт #Нефть #Газ #Белоруссия
Подпишитесь