Posted 26 апреля 2019, 13:04

Published 26 апреля 2019, 13:04

Modified 7 марта, 16:13

Updated 7 марта, 16:13

Игры с цифрами: сколько москвичей на самом деле не имеют постоянной работы

26 апреля 2019, 13:04
Объявляя о том, что в Москве якобы «самая высокая занятость в России», Росстат и власти Москвы намеренно занижают численность безработных, чтобы не озабочиваться созданием рабочих мест.

Скрупулезный и качественный труд проделал аналитик Владимир Василиев, разоблачая очередную «победную реляцию» Росстата и московских властей:

На основании критической оценки методологии и практики органов статистики РФ в части определения численности экономически активного населения и численности занятых экономической деятельностью произведена оценка фактической занятости москвичей и их обеспеченности функционирующими рабочими местами.

Кого и как считает Росстат в качестве занятых экономической деятельностью?

Правительство РФ и Мэр Москвы утверждают, что в Москве самый высокая занятость в РФ. Занятость в РФ определяют по так называемому коэффициенту занятости населения, который получается как частное от деления численности занятых экономической деятельностью на общую численность населения, проживающего на соответствующей территории. Принципиально важный момент, который здесь нельзя упускать из вида, заключается в том, что, несмотря на своё название "коэффициент занятости населения", так рассчитываемый "коэффициент занятости" в действительности выражает нечто совсем иное, нежели фактическую обеспеченность населения, проживающего на данной территории, рабочими местами.

К лицам, занятым экономической деятельностью, органы статистики РФ относят всех, кто в течение соответствующего отчётного периода хотя бы один час в неделю выполнял работу по найму за вознаграждение, а также, хотя бы и не по найму, но для получения прибыли или семейного дохода. К таковым относят всех, независимо от срока получения вознаграждения, прибыли или дохода, от гражданства, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства и места пребывания на территории РФ. К наемным работникам (к лицам, работающим по найму) Росстат относит не только занятых в отраслях экономики и социальной сферы, органах государственного и муниципального управления. К этим же лицам Росстат относит и всех тех, кто проходят службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.

В число лиц, занятых экономической деятельностью, Росстат включает также и всех тех, кто временно отсутствовал на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней. К числу этих лиц относят также и тех, кто отсутствовал на работу вследствие компенсационного отпуска или отгулов, предоставленных в порядке возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни. К ним же относят и тех, кто выполнял работы по специальному графику, находился в резерве, отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, проходил обучение или переподготовку вне своего рабочего места, а также был в учебном отпуске, участвовал в забастовках. В численность занятых экономической деятельностью Росстат включает также и всех тех, кто был не только в вынужденном отпуске с сохранением содержания по инициативе администрации, но и тех, кто по инициативе администрации менее 6 месяцев в год был в вынужденном отпуске без сохранения содержания.

Собственно все указанные категории занятых экономической деятельностью в совокупности составляют "среднюю численность работников по полному кругу организаций" за отчётный период (как правило - за год), входя в объём и содержание одного из трёх терминов, включаемых в него. А именно "средняя численность работников по полному кругу организаций", согласно методологии Росстата, включает в себя: "среднесписочную численность работников"; "среднюю численность внешних совместителей" и "среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера" (согласно Гражданскому кодексу РФ такой договор может быть как в письменной, так и в устной форме). Последнее подтверждается тем, что по методологии Росстата, в число занятых экономической деятельностью включены все те, кто в течение соответствующего отчётного периода работал в качестве "помогающих" (фактически без какого-либо оформления трудовых отношений) на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.

Но и это ещё не все категории лиц, включаемых Росстатом в численность занятых экономической деятельностью. К таковым Росстат относит также и тех, кто, не имея никакой работы или занятости, по направлениям центров занятости участвовал в оплачиваемых общественных работах. Теоретически и этих лиц тоже следует относить к числу занятых экономической деятельностью. Однако практически любые такие общественные работы организуют и предоставляют существующие организации (форма собственности и организационно-правовая форма их в данном случае значения не имеет). А поскольку это так, а так оно и есть, и иначе невозможно, то лиц, занятых такими общественными работами, организации и органы Росстата обязаны учитывать в составе средней численности работников по полному кругу организаций. А посему их дополнительный учёт в численности занятых экономической деятельностью в качестве отдельной категории занятых приводит к их двойному счёту.

Плюсом ко всем уже названным категориям методология Росстата включает в состав занятых экономической деятельностью даже отсутствовавших весь период на работе владельцев (собственников) функционирующих предприятий (а таковыми признаются все предприятия, включая индивидуальные предприятия, которые официально не прекратили свою деятельность), если эти владельцы (собственники) когда-либо прежде работали на таком предприятии. Владельцы (собственники) предприятий участвуют в управлении своим предприятием, в том числе и посредством передачи полномочий по управлению им своим доверенным лицам или доверительным управляющим, тем самым снимая с себя бремя непосредственного участия в управлении предприятием. Теоретически управленческая деятельность владельцев (собственников) предприятий (дел = бизнесов) участвует в "создании добавленной стоимости", а равно и в "распределении добавленной стоимости". Но всякий из владельцев (собственников), кто непосредственно (лично) не осуществляет управленческую деятельность, этим самым не занят в собственно экономической деятельности данного предприятия (не занят непосредственно данным делом). Участие в распределении результатов деятельности однозначно не есть участие в самой этой деятельности. Но Росстат считает иначе, оставив для себя полный простор произволу в подсчёте численности занятых экономической деятельностью из числа владельцев (собственников) предприятий.

Однако указанный простор для произвола Росстата отнюдь не ограничивается одной только предельной численностью владельцев (собственников) предприятий, но дополняется гораздо большей по своей численности категорией - домашними хозяйствами. В численности занятых экономической деятельностью Росстат учитывает также и всех тех лиц, которые, будучи занятыми в домашнем хозяйстве, выполняли работы по производству продукции (услуг), предназначенной для реализации на рынке. Теоретическая необходимость включения этой категории лиц в численность занятых экономической деятельностью никаких возражений по существу вызывать не может. Другой вопрос - как их считать практически. Домашние хозяйства статистическую отчётность не ведут и не представляют, а их обследования являются выборочными, да и те проводятся не чаще одного раза в два года методами, аналогичными методам социологических опросов населения. Но ведь в России всей её историей население научено всегда и в любое время изобретать и применять все возможные способы сокрытия своих доходов от государства, иначе бремя следующих за этим податей и поборов сделает экономически бессмысленной любую деятельность, приносящую доход семье в целом и любому из её членов. Поэтому достоверность и репрезентативность данных статистики РФ в этой части всегда необходимо и неизбежно стремилась, и будет стремиться к нулю.

С практической точки зрения статистическую отчётность готовят и представляют только так называемые крупные и средние организации, включая все организации и учреждения бюджетной сферы. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, а, тем более, домашние хозяйства статистическую отчётность не готовят и не представляют. Поэтому суммирование и обработка данных о численности и движении работников, представленных крупными и средними организациями, в принципе не может дать результата, даже приблизительно равного численности занятых экономической деятельностью в РФ. И вот здесь вступает в дело так называемый "метод дорасчёта", который обыватели, в том числе и от экономических дисциплин, именуют методом досчёта, которым определяют численность занятых на малых предприятиях, у индивидуальных предпринимателей и в домашних хозяйствах. Но применён этот метод может быть отнюдь не до того, как уже исчислены все занятые экономической деятельностью, а лишь после этого.

Как и на основании чего в РФ определяется численность занятых экономической деятельностью? Есть данные статистики о населении РФ и его структуре, прежде всего о возрастной структуре (распределение население по возрастам), основанные на данных переписей населения, органов ЗАГС и миграционной службы МВД. Есть также относительно точные ведомственные данные о численности граждан, признанных государством безработными и поставленных на учёт в качестве таковых. Относительно точными эти данные являются потому, что в обоих случаях речь идёт о регистрационном учёте, завязанном на бюджетные расходы и определение нормативной численности занятых в органах государственного и муниципального управления, а также в социальной сфере. С определением численности населения, с одной стороны, неизбежна тенденция к завышению (к счёту "мёртвых душ" до тех пор, пока это остаётся возможным), ибо от этого зависит "святое" - должности для себя любимых и возможности получения доходов от их занятия собою и своими чадами, домочадцами, родственниками и прочими "близкими" людьми. Но, с другой стороны, неизбежна и тенденция к сдерживанию роста численности постоянного населения за счёт сдерживания регистрации ввода в эксплуатацию нового жилья и регистрации проживающих в нём по месту жительства, а также сдерживания постановки на регистрационный учёт мигрантов. Ибо это влечёт за собой необходимость обеспечения этого населения социальной и транспортной инфраструктурой, социальными услугами и выплатами, а это бюджетные расходы, долю которых "оптимизируют" (сокращают) в первую очередь. Численность признанных безработными и поставленных на учёт в качестве таковых регулируется лимитами бюджетных расходов, выделенными на эти цели в государственном бюджете, величиной и сроками выплаты пособий по безработице. И здесь тоже без "мёртвых душ" не обходится, но, как и в первом, случае, погрешность счёта не велика, особенно на относительно продолжительных периодах.

Так вот по возрастной структуре населения, данным о численности и возрастной структуре тех, кто к труду не пригоден по показаниям психического и физического здоровья (это ведь тоже бюджетные расходы), определяется численность так называемого экономически активного населения. Но и здесь также есть "зазоры" для "маневра" государственных органов управления и Росстата. Они заключаются не только в том, какие возрастные категории включить в состав экономически активного населения, но и в том, кого и по каким критериям признавать не пригодность индивида к труду по показаниям психического и физического здоровья (это ведь бюджетные обязательства и, следовательно, расходы). А также, по каким критериям и кого включить в число тех "социальных паразитов", кто, будучи здоров, якобы не желает работать, а потому работу не ищет, и искать не будет, и, следовательно, подлежит исключению из численности экономически активного населения.

Росстат в соответствии с решениями Правительства РФ в состав экономически активного населения декларативно включает лиц старше 15 лет и моложе возраста выхода на пенсию (ныне этот возраст будет передвигаться от 55 до 63 лет для женщин и от 60 до 65 лет для мужчин). Что касается критериев и практики определения тех, кто не пригоден к труду по показаниям психического и физического здоровья, то это давно уже в РФ стало притчей во языцах. И всё же поле для маневра здесь не очень велико. Гораздо более широким для маневра является совсем другое поле.

Во всём мире, согласно документам Международной организации труда, для оценок численности экономически активного населения применяется универсальная верхняя граница возраста экономической активности, равная 72 года, хотя документами МОТ допускается изменение этой границы в зависимости от специфики конкретной страны. Верхняя границы возраста экономической активности населения в РФ занижена более чем на 16% (новый возраст выхода на пенсию в отчётности ещё не учтён). В дополнение к этому в публикуемой Росстатом отчётности исходной точкой отсчёта указываются лица в возрасте от 16 лет, то есть молодежь в возрасте от 15 до 16 лет этим также исключена из численности экономически активного населения.

Для чего все эти статистические ухищрения? Показатели занятости в таком случае выглядят гораздо более близкими к международной "норме". Но главное не это, а то, что в таком случае численность безработных и, следовательно, расходы бюджета по этой статье можно существенно "оптимизировать" (урезать), да и фактическое бездействие государства в части обеспечения создания реальных рабочих мест и фактической занятости населения уже таковым не выглядит.

Из численности экономически активного населения, исчисленном указанным способом, далее вычитается численность тех, кто государством признан безработным и поставлен на учёт в качестве таковых. Так получается численность занятых экономической деятельностью. Из этой численности на основании экспертных оценок, оформленных в качестве результатов обследований домашних хозяйств, вычитают численность тех, кто якобы был занят в домашнем хозяйстве выполнением работ по производству продукции (услуг), предназначенной для реализации на рынке. Так получается средняя численность занятых по полному кругу организаций.

Из этой средней численности занятых по полному кругу организаций вычитается численность занятых в крупных и средних организациях. В результате получается численность тех, кого надо распределить по всем остальным категориям, включаемым в среднюю численность занятых по полному кругу организаций. Для чего? Чтобы потом "методом дорасчёта" от занятых в крупных и средних организациях прийти к численности занятых экономической деятельностью, красиво и "научно обоснованно" представив все эти "данные" в итоговом статистическом отчёте в качестве соответствующих критериям МОТ. Это - с одной стороны, а с другой, чтобы добиться баланса этих "данных" со всеми другими "данными статистики", но в первую очередь с "данными", характеризующими доходы (а, значит, и поступления по налогу на доходы физических лиц) и расходы населения вообще и объём оборота розничной торговли и услуг населению, в особенности.

В этой численности занятых экономической деятельностью более или менее экономически достоверна только численность тех, за кого уплачен налог на доходы физических лиц от доходов, полученных в результате работы по найму и на самих себя во всех действительных формах такой работы на себя. К этим формам относятся и индивидуальное предпринимательство, и работа во всякой иной форме по производству продукции (услуг), предназначенной для реализации на рынке. Социальные взносы в пенсионные фонды РФ таким показателем непосредственно служить не могут, ибо часть из них вносится государством за тех граждан, социальные взносы за которых от работодателей и от них самих не поступают.

Налог на доходы физических лиц в РФ зачисляется по месту регистрации работодателя, которое далеко не всегда совпадает с местом жительства работника даже в пределах одного и того же субъекта РФ. Поэтому и эта, наиболее достоверная, информация, по которой может быть установлена численность занятых экономической деятельностью на соответствующей территории, является не более чем информацией о численности работавших на функционировавших рабочих местах на данной территории. Но она отнюдь не тождественна численности жителей данной территории, занятых экономической деятельностью в пределах этой территории и, тем более, численности жителей данной территории, занятых экономической деятельностью где бы то ни было вообще.

Для определения численности работавших на действительно функционировавших рабочих местах, кроме данных об объёмах НДФЛ, поступивших в бюджет, требуются только данные о средней заработной плате. Эти последние наиболее оперативно определяются на основании макроэкономических данных о розничном товарообороте и услугах населению, структуре расходов и доходов населения по их источникам (фонд оплаты труда, доходы от предпринимательства, доходы от ценных бумаг и операций с имуществом, социальные выплаты). Вся методика, посвящённая исчислению средней заработной платы, описываемая в методологических документах Росстата, имеет точно такое же практическое назначение, что и методика определения численности занятых экономической деятельностью.

Иными словами, действительную занятость населения данной территории статистический показатель "коэффициент занятости населения" не показывает, и показать не может в принципе. Этот показатель не показывает даже действительную занятость (сколько лиц, не зависимо от гражданства и постоянного места жительства, вообще работают) на данной территории, не говоря уже о действительной занятости людей, постоянно проживающих на данной территории. Имеющиеся и собираемые в РФ данные статистики более или менее достоверно позволяют только оценить, во-первых, количество рабочих мест, функционировавших на территории данной административно-территориальной единицы в течение отчётного периода, и, во-вторых, отношение этого количества рабочих мест к численности постоянного населения данного административно-территориального образования (АТО) РФ. Последнее можно условно назвать обеспеченностью данного АТО рабочими местами, не забывая о том, что это не тождественно обеспеченности населения данного АТО рабочими местами. В РФ последнее всегда хуже первого.

Сколько москвичей работает на территории Москвы?

Согласно данным ФНС РФ за 2018 год, все поступления в бюджет от НДФЛ на территории города Москвы составили 938,3 млрд. рублей. Из них НДФЛ, полученные в порядке оплаты труда физических лиц, составил 917,19 млрд. рублей (97,75%), остальная сумма этого налога начислена и уплачена с доходов физических лиц от владения ценными бумагами и операций с ценными бумагами, а также от сделок с недвижимым и движимым имуществом. Такие доходы москвичей составили около трети от всех аналогичных доходов физических лиц, официально полученных на всей территории РФ, с которых уплачен налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По РФ в целом по итогам 2018 года поступления в бюджеты всех уровней от НДФЛ составили 3 653 (вместо 353) млрд. рублей, из которых ок. 3 589,03 (98,25%) составили поступления по НДФЛ, полученных в порядке оплаты труда физических лиц.

Средняя среднемесячная заработная плата в Москве по итогам 2018 года, согласно данным Мосгорстата и Росстата, составила 81 тыс. 841 рубль. Отсюда простыми арифметическими действиями вычисляется среднегодовая численность функционировавших в городе Москве рабочих мест, исходя из расчёта полной занятости каждого такого рабочего места в течение года, по каждому из которых работодателями уплачен НДФЛ. Такое исчисление методологически весьма близко к исчислению по аналогии с исчислением среднегодовой численности работников на предприятии. В результате получается, что в 2018 году в Москве среднегодовая численность функционировавших рабочих мест составила 7 млн. 184 тыс. мест. Мосгорстат по итогам января - ноября 2018 года (итоговых данных за весь год до сих пор нет) среднюю численность занятых экономической деятельностью исчислил равной 7 млн. 187,3 тыс. человек.

Итак, между нашим результатом, исчисленным по НДФЛ и средней заработной плате, и результатом Мосгорстата расхождения практически нет (3,3 тысячи на 7,2 млн. - это ничтожная величина). Но, исходя из всего ранее сказанного, можно с достаточным основанием утверждать, что наш результат достовернее и точнее, нежели результат Мосгорстата. Почему? Наш результат, включая также и расчёт величины средней заработной платы самим Мосгорстатом, получен прямым арифметическим счётом на основании вполне достоверных исходных данных, в то время как результат расчёта Мосгорстатом численности занятых экономической деятельностью получен путём подгонки и балансирования друг с другом множества различных показателей.

В масштабе РФ в целом такого же совпадения результатов, как по Москве, даже приблизительно не наблюдается. По итогам 2018 года средняя зарплата по РФ составила 43,381 тыс. рублей, следовательно, исходя из объёма поступлений от НДФЛ, среднегодовая численность функционировавших в РФ рабочих мест (тот же показатель, что и по Москве) составила 53,034 млн. мест. Какую численность занятых экономической деятельностью даёт Росстат? По итогам 2018 года таких данных на официальном сайте Росстата ещё нет. Убраны также и данные по итогам 2016-2017 годов, которые ранее были на сайте Росстата. Однако в Российском статистическом ежегоднике 2018, опубликованном Росстатом в марте 2019 года, эти данные, в том числе за 2016 и 2017 годы, остались. Для 2016 года приведено 72,065 млн., а для 2017 - 71,843 млн. занятых экономической деятельностью. Для упрощения счёта для 2018 года возьмём 72 млн., что вполне соответствует рядам данных Росстата. Итак, имеем 53 млн. и 72 млн.! Превышение численности занятых экономической деятельностью над численностью функционировавших рабочих мест почти в 1,36 раза (на 35,8%)! 19 млн. рабочих мест (26,39% от приводимой общей численности) Росстатом, в лучшем случае (если они вообще имелись в наличии) функционировали в так называемом "сером секторе" экономики РФ.

Пойдём дальше. Сколько москвичей работало на тех 7,2 млн. рабочих мест, которые функционировали в Москве в 2018 году? И сколько в Москве трудоспособных, желающих работать? Как соотносятся два эти показателя фактически? Для начала оценим, сколько москвичей работали на территории Москвы.

Мэр Москвы Сергей Собянин в течение 2017-2018 годов, особенно в период предвыборной кампании к выборам Мэра Москвы в сентябре 2018 года, много говорил о том, какова ежедневная трудовая миграция в Москву. При этом он приводил данные о том, что ежедневно общественным транспортом в Москву приезжает около 2,0 млн. чел., из которых не менее 1,5-1,7 млн. из Подмосковья. В этом потоке ежедневной маятниковой миграции не более 20% составляют студенты, посетители органов власти, медицинских и других учреждений Московской области, расположенных в Москве и рядом с МКАД, а также учреждений здравоохранения и культуры Москвы. Остаётся минимум 80% или не менее 1,6 млн. ежедневных трудовых мигрантов.

Но в этом потоке не учтен трафик ежедневных трудовых мигрантов на личном автотранспорте. Укрупнённо: 10 сильно перегруженных радиальных автодорог со среднесуточной пропускной способностью 100 тыс. машин каждая, то есть минимум 1 млн. в сутки; две трети из них - легковые автомобили; две трети из них - с ежедневными трудовыми мигрантами в среднем по 2,5 в одном автомобиле. Это даёт ещё 1,1 млн. человек, из которых четверть - москвичи, живущие постоянно или преимущественно на своих "дачах" в Подмосковье или работающие в Подмосковье. Получается ещё более 830 тысяч ежедневных трудовых мигрантов, возьмём 800 тысяч. Вместе с ежедневными трудовыми мигрантами, передвигающимися на общественном транспорте, это даёт 2,4 млн. человек работающих в Москве, но не являющихся москвичами.

Однако и это ещё не окончательная численность трудовых мигрантов. Достаточно большое количество трудовых мигрантов не ездят ежедневно или вахтовым методом (раз в две-три недели туда и обратно), а живут в Москве, снимая жильё у москвичей. Много их или нет? Вообще сколько суммарно всех таких трудовых мигрантов, хотя бы примерно?

По итогам 2017 года только на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (Новая Москва) по данным регистрационного учёта МВД таких (вместе с семьями) было 35 тыс. человек на 359 тысяч постоянного населения, то есть 9,75 % от численности постоянного населения. Примерно такая же пропорция характерна была для ТиНАО и в 2016, и в 2015, и в 2014 годах. Но ТиНАО - это далеко не самая привлекательная, а точнее - самая не привлекательная для длительного проживания трудовых мигрантов часть территории Москвы. Поэтому если мы возьмём 10% от постоянного населения Москвы, то вряд ли ошибёмся с оценкой численности трудовых мигрантов вместе с их семьями, которые длительное время (от полугода и более) постоянно проживают в Москве. Коэффициент занятости среди них наибольший - люди приехали зарабатывать не только для себя, но и для своих близких родственников в провинции, да ещё и съём жилья платить надо ежемесячно немалые суммы. Поэтому, как минимум, две трети из них работают в Москве, иначе бы они здесь не жили. Итого, оценочно получаем ещё не менее 830-850 тысяч работающих в Москве не москвичей.

Итого, вместе с ежедневными трудовыми мигрантами трудовые мигранты, постоянно работающие из числа постоянно проживающих в Москве, составляют примерно 3,2 - 3,25 млн. человек. Можно с достаточным основанием утверждать, что не менее 3 млн. рабочих мест из 7,2 млн. рабочих мест, функционировавших в Москве в 2018 году, занимали трудовые мигранты из других субъектов РФ и иных государств. Это - 41,7% от общей численности работников, занимавших все функционировавшие в Москве рабочие места.

Так сколько же рабочих мест в Москве, не занятых трудовыми мигрантами, остаётся для москвичей? 4,2 млн. рабочих мест для всех москвичей - это ровно одна треть от численности всех москвичей, Карл! А сколько москвичей могут работать, хотят работать, ибо не могут не работать, чтобы выжить, но найти работу в Москве не могут, ибо её нет? Попробуем разобраться и с этим вопросом.

Согласно данным Росстата и Мосгорстата о половозрастной структуре населения Москвы в 2013-2017 годах, общая численность москвичей (зарегистрированных в Москве по месту жительства) в возрасте от 15 до 72 лет в 2018 году составила не менее 9 млн. человек (12,6 - 12,6*0,275 = 9,135). Доля инвалидов, состоящих на учёте в ПФР, в среднем по РФ составляет 90 человек на 1000 населения, то есть 9% от общей численности населения. Примем долю инвалидов в Москве равной среднероссийской. В таком случае из 9 млн. человек москвичей в возрасте от 15 до 72 лет по состоянию психического и физического здоровья могут быть пригодны к труду от 8,0 до 8,2 млн. человек. Из них надо вычесть ещё примерно 1,0%, которые составляют люди старших возрастов, физически не способные к труду не по инвалидности, а по общему состоянию здоровья. В результате получим 7,92 - 8,12 млн. человек москвичей пригодных к труду по состоянию своего психического и физического здоровья. Ну и, наконец, вычтем из них ещё 1,5% (ок. 115 - 130 тысяч) действительных, а не мнимых властями социальных паразитов в трудоспособном возрасте. В итоге получим не менее 7,8 - 8,0 млн. человек экономически активного населения в Москве.

Итак, минимальная численность экономически активного постоянного населения Москвы в 2018 году оценочно составляла не менее 7,9 млн. человек. Это именно те москвичи, которые могут работать и хотят работать, ибо, чтобы более-менее сносно жить, они не могут не работать. А на всех них вместе взятых в Москве в 2018 году имелось не более 4,2 млн. функционирующих рабочих мест - 53,2% от потребности. Таким образом, в 2018 году не менее 3,7 млн. москвичей, которые могут работать, хотят работать, ибо не могут не работать, не могли найти работу в Москве - почти каждый второй москвич, Карл!

И этот показатель обеспеченности москвичей рабочими местами в самой Москве практически равен показателю средней обеспеченности граждан РФ рабочими местами на территории РФ. Суммарная численность граждан РФ в возрасте от 15 до 72 лет, которые в 2018 году по состоянию здоровья были пригодны к труду, хотели работать и по социальным показаниям не могли не работать, на основании демографических данных Росстата оценивается равной примерно 100 млн. человек. А среднегодовая численность функционировавших в РФ рабочих мест в 2018 году составила 53 млн. мест. То есть обеспеченность граждан РФ рабочими местами на территории РФ в 2018 году оценивается равной 53 процентам - столько же и в Москве.

В РФ в целом эта социальная катастрофа давно уже не может оставаться незаметной в силу деградации и вырождения территорий всех субъектов РФ. Однако в Москве пока ещё удается драпировать и прятать под спуд точно такую же социальную катастрофу, деградацию и вырождение территорий Москвы. Посредством чего? Посредством концентрации в Москве, в том числе в её бюджете, львиной доли финансовых ресурсов всей страны. И на что расходуются эти ресурсы? Неужели на создание рабочих мест для москвичей? Как бы не так! Они расписываются и списываются на проведение (в подражание крупнейшим мегаполисам мира) бесконечных праздников, наращивание объёмов строительства по существу излишних и неуместных в Москве архитектурных "изысков", высотных "человейников" для размещения мигрантов со всего света, а также связанных со всем этим строительством транспортной инфраструктуры и нескончаемым благоустройством территорий.

Но москвичи в массе своей отнюдь не слепые и не глупые люди, и достаточно многим из них всё это уже не просто надоело, но и достало так, что уже невмоготу - жизнь требует своё. Москва усилиями правящей в ней группы лиц становится похожей на пороховую бочку. Но вместе с тем, весьма похоже, что и спичку зажгут, и поднесут её к этой пороховой бочке отнюдь не москвичи и не кто-то извне, а сами правители Москвы вместе с обитателями федеральных властных кабинетов...

Подпишитесь