Новые данные Росстата о динамике доходов населения страны вызвали скептические отзывы у аналитиков.
Так, журналист Василий Аленин недоумевает, почему граждане страны должны беднеть, в то время, как государство богатеет?
«Сначала Росстат обидел всех спадом реальных доходов населения в I квартале 2019 на 2,3%. А потом власти стали исправляться. Нас порадовали прогнозом Минэкономики с ростом доходов на 1% в 2019. А теперь вот Росстат заявил, что спад реальных доходов населения стал значительно меньше. За последние 5 лет он составил не 10,7%, а только в 8,3%. Обновленная методология, знаете ли...
Очевидно, что и этой более-менее адекватной статистики по реальных доходам нас лишили, заменив её подгонками под политически правильный результат.
Про новые цифры Росстата деталей пока нет. Что же касается прогноза Минэка... То, что он выдумывает о доходах населения, к настоящей жизни это отношения не имеет. Но навязчивая пропаганда раздражает. Почти все СМИ, многие телеграм-каналы отметились по поводу того, что Минэк обещает рост реальных доходов населения.
Что ж, скажем и мы пару слов.
1. Ну обещает, и что? Обещать — не значит выполнить.
На 2018 год обещали рост реальных доходов в 3,4%. Факт: - 0,2%. На текущий год МЭР прогнозирует 1% роста, а факт по итогам I-го квартала: - 2,3%.
Да это и не обещание вовсе, а так, прогноз. Никто и никогда за него не спросит. Не угадали? Ну, и ладно, забыли. Закроют новыми обещаниями. Не в первый раз.
2. Сегодня (по итогам I кв. 2019) реальные доходы людей на 12,8% ниже 2013 года. Все, что прогнозирует МЭР, это рост реальных доходов к 2024 году на 12,3%. При этом факт падения в I квартале 2019 в расчет не попал (будто его и не было). Но ладно, это мелкие придирки по сравнению с ключевым фактом: и в 2024 году мы будем жить хуже, чем в 2013.
Даже к концу 6-летнего президентского срока В.Путина правительство не обещает ликвидировать потери населения во время предыдущей 6-летки. Потерянные для людей 12+ лет! Отличный экономический результат, г-н президент!
Главная проблема нашей экономики не в том, что она сырьевая или у нас мало резервов. Даже не в санкциях. А в том, что, несмотря на очень не плохие цены на нефть, на колоссальный профицит бюджета, огромный профицит текущего счета, большие золотовалютные резервы - несмотря на все это, доходы населения провалились и восстанавливаться не спешат...
По прогнозам Минэка, ВВП вырастет в 2024 году на 20% к 2015 году (увы, к 2013 посчитать нельзя, Росстат перекорежил всю статистику, данные несопоставимы). А реальные доходы едва подойдут (может быть! это лишь прогнозы!) к докризисному уровню 2013 года.
И с чего это в Минэке взяли, что при этом бедность снизится в 2 раза, совершенно не понятно. Не стыкуются цифры.
Что же такое с нашей экономикой, почему мы в 2024 году будем производить на 20% больше, накопим колоссальные резервы, а люди жить лучше не станут? Куда делись и денутся эти деньги и товары?
Они сворованы на госзаказе. Сворованы на госстройках, олимпиадах, футболах. Будут сворованы на нацпроектах. Зарыты в землю ненужными трубопроводами. Сожжены в войнах и военных поставках. Потрачены на поддержку всяких "осетий, абхазий, крымов, приднестровий, лугандонов, венесуэл" и т. д. Наконец, переведены в валюту и скоплены у правительства. Все это для российских властей намного важнее, чем доходы россиян.
Так трансформировалась наша экономика за последние 6 лет. И в этом же направлении она продолжит меняться в текущий президентский срок — до 2024 года...
Вот о чем писать, говорить надо. Не туда идем. Поворачивать надо.
А не про то, что Минэк якобы «пообещал» населению рост доходов...
P.S.
Данные на картинке — ДО последнего тотального пересмотра Росстата. Запомните эту картинку. Больше вы правды о реальных доходах не узнаете. Это — ее последний кусочек...
5 лет падения реальных доходов.
Падение реальных доходов в 2019...»
А аналитик Андрей Нальгин подсчитал, что бедность, в классическом понимании этого слова, в целом России пока не грозит, хотя ее население продолжает беднеть уже шестой год:
«Вы разве не заметили, что при нынешнем президенте стали гораздо лучше жить, чем при предыдущем?
А вот Росстат заметил. Он скорректировал методологию подсчёта наших с вами денег в кошельках и обнаружил, что «в 2014 году снижение доходов населения оказалось несколько сильнее, чем показывали оценки по старой методологии, в 2015—2017 годах — несколько слабее, а в 2018 году и прежняя, и обновлённая методологии показали, что темпы изменения реальных располагаемых доходов оказались близки к нулю». Что в переводе с экономического канцелярита на бытовой разговорный означает: жить стало легче и веселее.
Однако тут же возникает вопрос: «Почему?». Причём совсем не такой, о котором вы подумали…
Почему же если растут доходы, то уже три четверти россиян готовы экономить на еде, как показал недавний опрос Deloitte? И почему, в отличие от 2014 года, больше половины своих доходов население тратит на питание и обязательные платежи, включая ЖКХ, обслуживание кредитов и т.д.? При этом на пищевые продукты уходит примерно 31%, на обязательные платежи - около 25%.
Нет, это ещё далеко не бедность в классическом смысле. Там критерием является трата половины доходов только на пропитание. Но всё же к этому мы идём: в докрымском 2013 году затраты на еду составляли чуть более четверти всех доходов среднего россиянина.
С одной стороны хорошо, что резерв пока есть, но с другой – сколько ещё надо будет держаться? И сколько времени в случае победы займёт возврат к прежним, более нормальным стандартам потребления?
Неудобные для власти вопросы, правда?»