Людмила Бутузова
Встреча проходила рамках «Российского интернет-форума». Массовый призыв губернаторов в соцсети объясняется тем, что в обществе есть запрос на коммуникацию и «прямой диалог». А интернет может стать как раз тем инструментом, который поможет этот запрос реализовать.
- Это настолько очевидно, что удивляться надо не тому, что призыв к интернет- мобилизации прозвучал, а тому, что региональные власти в последние годы уделяли недостаточно внимания такой прямой и эффективной форме общения с народом, как инстаграм и твиттер, - заявил «НИ» политолог Алексей Васильев. – Интернет не настроен на длительное решение проблем. Людям важно не то, какую отписку через 30 дней, установленных законом, пришлет чиновник, а какую позицию занимает губернатор, насколько лично он задействован в проблеме, которая озвучена. Безусловно, есть вещи, которые не решаются молниеносно – например, закрытие свалки, - но внятный ответ первого лица – что для этого делается, какие шаги для экологической безопасности предприняты лично им, снижают градус общественного напряжения. Люди получают позитивный посыл, что они не брошены на произвол судьбы, их тревоги услышаны.
Продвижение российских политиков в социальных сетях началось не сегодня и прошло уже несколько этапов. Первый был характерен для второй половины нулевых – начала десятых годов. Общее развитие социальных сетей, подчеркнутое внимание к ним и к Интернету со стороны первых лиц государства породили первую волну активности.Для второго этапа (2012-2017 годы) были характерны некоторое дистанцирование высших чиновников от Интернета.Активность в социальных сетях сохранялась, но была в большей мере уделом губернаторов- энтузиастов.. В преддверии президентских выборов 2018 года увеличилось внимание к максимальному вовлечению интернет-аудитории и молодежи – в частности, губернаторов побуждали публиковать фотографию своего голосования на избирательном участке, чтобы привлечь к выборам новые категории граждан. В конце 2018 года появились сообщения, что работа в социальных сетях может стать одним из критериев эффективности региональных администраций. А в феврале 2019 года на форуме в Сочи в ходе одного из диалогов премьер Дмитрий Медведев вновь проявил интерес к работе глав регионов в соцсетях, тем самым окончательно «политически реабилитировав» соответствующую работу. Своеобразным ответом на это стала гиперактивность глав регионов по размещению постов с Сочинского форума.
Фонд «Петербургская политика» проанализировал аккаунты губернаторов в социальных сетях за последнее время. При всех издержках содержания большинства из них — заунывные отчеты, «песни с плясками» или фотографии любимых щенков, общий вывод такой: главы регионов стали больше использовать социальные сети, а интерес граждан к их работе вырос. Эксперты связывают это с приходом на руководящие должности в регионах все большего числа представителей интернет-активных поколений. Авторы доклада рискнули сделать даже такой небесспорный вывод, что для глав регионов «концентрация на работе в социальных сетях позволяет отказаться от прежних затрат на господдержку СМИ, авторитет и востребованность которых нередко снижаются из-за изменения информационных привычек пользователей».
Как правило, губернаторы и главы республик заводят аккаунты сразу в нескольких социальных сетях и сначала ведут их сами, но часто из-за большого потока сообщений им приходится перепоручить это пресс-службам или представителям администраций. При этом, как показывает мониторинг, передача аккаунта в руки помощников, значительно снижает интерес к нему. Поэтому, к примеру, президент Татарстана Рустам Минниханов, несмотря на большую загруженность, свои аккаунты в Instagram, Twitter и "ВКонтакте" ведет сам. "Ежедневно на этих ресурсах появляются публикации. Чаще всего репортажного характера, с места событий, в которых участвует президент", - сообщила «НИ» замруководителя пресс-службы президента Лилия Галимова. Она отметила, что подписчиками страницы главы региона в Instagram стали 355 тыс. человек, в "ВКонтакте" - 176,5 тыс., в Twitter - 123,4 тыс. Обращения из соцсетей направляют руководителям соответствующих министерств и ведомств, при необходимости их регистрируют на портале "Народный контроль".
Сообщения о проблемах в аккаунтах часто позволяют приступить к их решению оперативнее. В Якутии в октябре 2018 года после обращения на страницу главы республики Айсена Николаева с информацией о трёх жителях, которые пропали в тундре в Анабарском районе, была организована операция по спасению. Именно благодаря соцсетям глава региона оперативно подключился к истории с пропажей людей. Он распорядился направить поисковые группы и вертолет на поиски пропавших, которых нашли живыми через шесть дней.
Первый замглавы администрации Сергей Кириенко весьма позитивно отозвался о тех губернаторах, кто выходит за рамки онлайн-общения и оперативно оказывается там, где он больше всего нужен. Так, в январе этого года в Ростовской области произошёл взрыв бытового газа в жилом доме города Шахты. Губернатор региона Василий Голубев, по словам Кириенко, прямо оттуда работал в соцсетях. Избиратели должны понимать, что соцсети используются не для «запудривания мозгов». «Золотой стандарт» работы, по словам Кириенко, это не только короткой строкой сообщить обратившемуся, что он услышан, «нужно самостоятельно совершать как минимум три звонка в день к обратившимся за помощью людям, и один раз в неделю стоит приехать и лично посмотреть, как власти реагируют на жалобы».
Одним из самых эффективных глав регионов в коммуникациях с населением через интернет является глава Карелии Артур Парфенчиков, который славится своей открытостью в общении с людьми. Недаром в некоторых telegram-каналах его называют "губернатором-блогером".
В пору своей работы на посту главного судебного пристава России он активно писал в «Твиттере», а когда приехал в Карелию баллотироваться на высший пост в регионе, то завел официальную страницу в «ВКонтакте», чтобы быть поближе к народу. Прямая линия Парфенчикова в этой социальной сети за сутки набирала более 100 тысяч просмотров! Люди пишут о своих реальных проблемах. В итоге глава региона получал до 500 вопросов за полтора часа общения. Разумеется, что от него ждали и конкретных действий, которые за редким исключением следовали в плановом порядке, либо решались сразу.
Политтехнологи говорят, что активная работа Парфенчикова в соцсетях началась во время предвыборной кампании, а после победы на выборах он "вошел во вкус".
Сегодня обратиться к губернатору можно в личных сообщениях, но многие это делают публично, прямо под записями на стене. И тогда Парфенчиков нет-нет, да и ответит "зарвавшемуся" гражданину. Карельские журналисты собрали последние ответы Артура Олеговича, многие из которых находятся на грани фола: «Я не знаю, чего Вы добились в своей жизни (видимо ничего, судя по вашему обращению)», «Вам не кажется, что претензии немного уже зашкаливают?» «А то очень много здесь научных разглагольствований (по-мужски я бы по другому сказал)». «Молчите уж лучше тогда и не отрывайте время». «Вы же ржете, а я привык общаться с теми, кто в состоянии освоить человеческий язык».
Вот интересно, вроде общается глава Карелии с людьми нормально, но внезапно начинает писать то, что достойно какого-нибудь интернетовского тролля, - сокрушаются карельские СМИ.
- Будь аккаунт Парфенчикова мертвым или формальным, он был бы никому не интересен - считает политолог Алексей Васильев. – К сожалению, таких – обезличенных – большинство. Желание общаться, спорить, негодовать, не соглашаться, критиковать вызывают как раз аккаунты неординарных руководителей. Обратите внимание, сколько живых, не накрученных, подписчиков у Собянина и Кадырова. Парфенчиков уступает им ненамного, а ведь он всего лишь глава Карелии – не самого «громкого» региона России.
- Парфенчиков, мне кажется, один из самых эффективных коммуникаторов с точки зрения соцсетей. - уверен политолог Аббас Галлямов. -Он не просто дежурно их ведёт. Там есть и спонтанная эмоциональная реакция и искренность. Избиратель очень ценит такие вещи, особенно сейчас - в момент, когда интерес к внешней политике в обществе падает, а на передний план выходят социально-экономические проблемы. Пока до этого стандарта дотягивают далеко не все губернаторы.
- Карелия вошла в число успешных партнеров Института развития интернета. - говорит Владимир Табак, заместитель генерального директора Института Развития Интернета,- в настоящее время в регионе активно внедряется система цифровых решений в области государственного и муниципального управления, что в первую очередь помогает наладить оперативную и качественную связь с жителями республики.Одним из эффективных механизмов стало активное внедрение системы инцидент-менеджмент, которая помогает оперативно отслеживать все обращения жителей региона в социальных сетях к различным органам власти и предоставлять ёмкие ответы на них. Таким образом, власть видит проблемы, непосредственно волнующие людей здесь и сейчас, и имеет возможность решать их до того момента, как они перерастут в общественное недовольство. Пользователи социальных сетей, в свою очередь, получают уникальную возможность высказывать предложения и пожелания на привычных и удобных информационных площадках...
Еще одной важной составляющей является активная позиция Главы Карелии и его личное присутствие в социальных сетях. Недавняя прямая линия VKLife Артура Парфенчикова за сутки собрала более 100 тысяч просмотров. Ответы на острые вопросы в прямом эфире позволили наладить не только оперативную и качественную связь с жителями республики, но и создать доверительную систему общения
Исследование «Петербургской политики» также показало, что губернаторы по-разному относятся к комментариям к своим публикациям. В частности, одни их игнорируют, другие — удаляют негативные комментарии, третьи — лично отвечают или подключают к ответу представителей профильных ведомств, четвертые — организуют троллинг критиков.
«Не бояться человечности» призывал губернаторов и Кириенко, «ничего страшного, если губернатор показывает в соцсетях, как он, например, гуляет с семьей. Практика показывает, что позитив будет перевешивать. Кто-то, конечно, скажет, что вместо прогулки лучше бы глава региона починил фонари. Но большинство пользователей вступается за политиков и призывает дать человеку «отдохнуть».
В разговоре с политологом «НИ» вспомнили еще один негромкий регион – Владимирскую область и ее бывшего губернатора Светлану Орлову. На старте губернаторских выборов для действующей главы области, которая баллотировалась на второй срок, завели аккаунты во всех популярных социальных сетях. Но они в итоге не сработали на имидж Орловой, потому что начинать активное использование соцсетей надо было гораздо раньше предвыборной суеты.
Ранжируя аккаунты глав регионов, в качестве критерия «Петербургская политика» использовала количество коллег, подписанных на губернатора. По словам директора фонда Михаила Виноградова, количество подписчиков может быть накрученным, поэтому исследователи выбрали «косвенный» признак, по которому можно судить, «имеет губернатор отношение к аккаунту или нет».
Есть и такой критерий популярности губернаторских аккаунтов – подписка на них Барака Обамы и Дональда Трампа. Такой чести удостоились Радий Хабиров (Башкортостан), Андрей Воробьев (Московская область). Иванка Трамп подписалась на Станислава Воскресенского (Ивановская область». Зато за Рамзана Кадырова - Тина Канделаки, а за Юнуса Бек-Евкурова (Ингушетия) целый хор Турецкого.
- С технологической точки зрения администрация президента даёт регионам правильный совет, - считает политолог Аббас Галямов. - Проблема только в том, что в политически проигрышной ситуации даже правильный технологический инструментарий не гарантирует конечного успеха. Все то, о чем говорит Кириенко, губернаторам безусловно надо делать. Но при этом Кремлю надо понимать, что даже если главы регионов, выполнят его поручение на пятёрку, это не спасёт Кремль от претензий общества, которое все больше требует поделиться с ним властью.