Сергей Львов
Начало нынешнего суда, который стал 30-м за последние полтора года, было не похоже на все предыдущие. В дополнение к группе поддержки из России в лице нашего консула и представителя Московской Торгово-Промышленной Палаты, которая активно защищает соотечественницу, в зал суда прибыла команда из США - бывший директор ФБР и судья Луис Фри, спецагент ФБР Дэниэл Гилл (он проводил собственное расследование "дела Лазаревой"), а так же экс-прокурор Флориды Памела Бонди и еще два юриста. Предполагалось, что Фри и Гилл будут сами выступать в суде. Свои выводы они уже сообщали в мировой прессе, а именно:
- Никакого "хищения" 496 млн долларов, за которое Марию (Маршу) Лазареву осудили на 10 лет, нет и никогда не было. Все эти средства после вынужденной заморозки в банке Дубая возвращены инвесторам, и они получили в результате умелого ведения бизнеса Марией Лазаревой до 200 процентов прибыли.
- Финансовые споры, возникшие между властями Кувейта и компанией Лазаревой, должны были решаться в арбитражном суде США, а никак не по уголовному делу в Кувейте.
- Сам характер судебных заседаний, поведение судьи и обвинителей нарушает принятые по всем мире принципы объективного судопроизводства, а по большому счету - Права человека (на предыдущих заседания суда Марии отказывали в вызове свидетелей защиты, а доводы обвинения не были даже переведены на английский язык с арабского, которого обвиняемая не понимает). Сегодня очевидно, что главные обвинения были построены на показаниях всего одного человека - бывшей помощницы Лазаревой - египтянки, сбежавшей после хищения корпоративных денег.
- Необходимость немедленного освобождения Лазаревой диктуется ухудшающимся здоровьем матери-одиночки, воспитывающей 5-летнего сына...
Кроме того, американская группа защиты могла бы публично доказать, что за преследованием россиянки стоят интересы конкурента - крупнейшей кувейтской логистической компании , чьи бенефициары входят в ближайшее окружение Эмира Кувейта и могут влиять на суд.
Дополнительной "нагрузкой" на судью Анвара Аль Анейзи можно считать и активную роль российского МИДа. Известно, что еще 6 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров ходатайствовал перед своим кувейтским коллегой об освобождении Лазаревой и получил вполне конкретные обещания. Но прошло два заседания суда с тех пор, а Мария все еще в тюрьме.
В зал суда ее ввели в окружении сразу шести ( !) женщин-полицейских и двух мужчин грозного вида. Позже выяснилось, что усиленная охрана поставлена во избежании ... побега из-под стражи.
Более того, охранники то и дело мешали общению подсудимой с адвокатами, несмотря на формальное разрешение судьи. При этом Мария была в стягивающих наручниках. За два часа процесса наблюдатели заметили: руки у подсудимой опухли. Тем временем внизу ее ждали два автоматчика - как будто бы охраняли особо опасного мафиози. Все это, по словам адвокатов, приемы психологического давления.
На этот раз первым на заседании суда выступал один из адвокатов Марии Юсеф Ал-Харбаш, который в эмоциональном порыве даже стучал костяшками пальцев по столу. Как можно судить человека, если подпись Лазаревой на одном из главных обвинительных документов была подделана? - вопрошал адвокат.
Речь шла о перечисления 4-х миллионов кувейтских динаров по счету, подписанному якобы Маршей Лазаревой, и по которому якобы платеж был совершен в тот же день. При этом у выставленного счета не было номера, подписантом значилась Мария Лазарева, которая не подписывает счета, а в книгах ее компании - KGLI - такой проводки вообще не зафиксировано.
Именно поэтому защитники потребовали, чтобы в суд были вызваны и Глава счетной палаты, и аудитор, на кляузе которого было построено обвинение.
Главный адвокат защиты Доктор Юсеф Ак-Харбаш представил судье решение арбитражного суда Кувейта, обязывающее заплатить фирме Марии Лазаревой около 3-х миллионов долларов по контракту о создании стратегии развития Кувейта как морского логистического хаба Персидского залива.
Напомним, этот проект был завершен в 2012 году, и по итогам были подписаны соглашения с инвесторами, готовыми вложить 6 миллиардов долларов. Однако оппоненты (они же - конкуренты) Лазаревой написали заявление в Прокуратуру Кувейта с просьбой возбудить уголовное дело по факту хищения всех средств из договора консалтинга. 25 марта 2019 года арбитражный суд Кувейта решил, что работа была сделана, и KGLI (это фирма Лазаревой) должны доплатить остатки невыплаченных в свое время средств вместе со штрафами и неустойкой.
Но ведь именно за "хищение" этих денег Лазареву осудили на 10 лет!
В ответ прокурор Хамуд Аль Шами в краткой речи повторил предыдущие выводы о виновности обвиняемых, не приведя новых аргументов. Более того, оказалось, что никаких письменных доказательств вины Лазаревой у следствия нет.
И это обстоятельство вынуждало судью немедленно освободить подсудимую. Однако судья Анвар Аль Анейзи объявил перерыв, а спустя полтора часа к удивлению всех присутствующих заявил о самоотводе. Наблюдатели говорят, что судья не захотел брать спорное дело на себя, поскольку через несколько месяцев выходит на пенсию.
Таким образом, Мария Лазарева остается в 10-метровой тюремной камере в компании с семью женщинами, осужденными за тяжкие уголовные преступления. Кувейтской юстиции понадобится время, чтобы назначить нового судью, а тому в свою очередь - чтобы ознакомиться с подробностями дела. Ситуация усугубляется тем, что с 6 мая в Кувейте наступает Рамадан, длящийся целый месяц. И в это время активность слуг закона заметно снижается.
Защита Лазаревой опасается того, что назначением судей занимается Председатель суда, который является родственником главы главы той самой компании, что способствовала уголовному преследованию в рамках корпоративного конфликта.
Нынешнее решение судьи вызвало немедленную реакцию. Так, известный английский юрист Лорд Карлайл написал в своем блоге под названием "Почему лампа правосудия так слабо горит в Кувейте":
"Кувейт гордится своей репутацией как надежного партнера для инвестиций из стран Персидского залива. Он также хвалится правовой системой, совместимой с Великобританией, США и европейскими юрисдикциями. Об этом свидетельствуют его отношения с Соединенным Королевством. Действительно, один из крупнейших судов Лондона по делам о мошенничестве долго и гордо заседал в здании, принадлежащем суверенному фонду Кувейта.- пишет Лорд Карлайл, замечая, что является одним из юристов, представляющих русскую бизнес-леди, Марию Лазареву, которая "является очень успешным инвестором и организатором крупных проектов в Азии, на Ближнем Востоке и в других местах.
Доказательства, лежащие в основе ее обвинения и осуждения, основывались главным образом на двух нитях.
Первая группа состоит из трех документов, на которые опирались прокурор и один предполагаемый свидетель-эксперт. Свидетелем является аудитор Государственного аудиторского бюро. Он утверждал, что Мария подписала и представила три документа ненадлежащим образом для получения государственных средств от кувейтского Портового управления за работу, которую, по утверждению аудитора, ее компания не выполнила.
Во-вторых, обвинитель полагается на утверждение о том, что Портовый фонд оперировал "грязными деньгами", несмотря на то, что он является объектом деятельности международных инвесторов и консультантов с высокой репутацией, включая по крайней мере двух из Соединенного Королевства.
К сожалению, возмутительно и неоправданно, доказательства против Марии оказались ложными по своей сути. К еще большему сожалению, прокурор не сообщил судам о том, что в свете отсутствия доказательств обвинения дело против Марии требует отмены ее осуждения и снятия всех других обвинений.
Как я могу быть уверен, что доказательства потеряли свою ранее заявленную целостность? Потому что так сказал прокурор. В экстраординарном развитии событий в ноябре 2018 года так называемый эксперт-аудитор был обвинен и ожидает суда за подделку тех самых трех документов, на которые он опирался в своих доказательствах против Марии.
Кроме того, не менее чем в трех письмах дубайским властям правительство Кувейта заявило, что деньги портового фонда являются "чистыми" и должны быть возвращены Кувейту для распределения среди его бенефициаров (включая Марию); а 5 февраля деньги наконец были разблокированы для передачи Кувейту и распределения бенефициарам. Таким образом, само основание ее обвинения рухнуло в пыль, и ее немедленное освобождение должно было произойти."
Однако этого не случилось. Защитники Марии Лазаревой из трех стран решают, какие еще меры применить для того, чтобы вызволить россиянку из тюрьмы. По данным источника "НИ", один из вариантов - это применить Акт Магницкого по отношению к официальным лицам Кувейта, которые, по мнению США, виновны в незаконном преследовании россиянки. И это реально, учитывая, что экс-прокурор Флориды Памела Бонди - давняя соратница Трампа, и она лично была на заседании суда в Кувейте.
Но в любом случае, как говорят наши эксперты, ключи от тюремной камеры - в самом Кувейте. И власти этой страны демонстрируют очень жесткую позицию даже к США, которым они обязаны своей независимостью и освобождению в 1991 году от оккупации Ирака.
Поэтому работать придется сразу по многим направлениям и персоналиям. Так, например, в Москву 23-24 апреля с официальным визитом посетит спикер Национальной Ассамблеи Кувейта Марзук Аль-Ханим ( Marzouq Al-Ghanim), который приобретает значительный политический вес в своей стране в качестве оппонента Эмиру и его окружению. Возможно, он озабочен тем, что большому бизнесу в Кувейте не нравятся проблемы с США и международными инвесторами, напуганными преследованием Лазаревой.
Накануне визита Глава Московской ТПП Владимир Платонов обратился с официальным просьбой к Председателю Совфеда Валентине Матвиенко включить вопрос о Марии Лазаревой в повестку переговоров.
П.С.
Корреспондент "НИ" пытался дозвониться до родителей Марии Лазаревой, с которыми мы общались месяц назад. Но узнал только то, что 80-летние пенсионеры шокированы очередным решением суда и в данный момент говорить просто не в состоянии. Дело Лазаревой превращается в человеческую драму...