Posted 19 апреля 2019, 13:51
Published 19 апреля 2019, 13:51
Modified 7 марта, 15:52
Updated 7 марта, 15:52
Отправной точкой для этих публикаций стал пост актрисы Марии Шукшиной в её Instagram-аккаунте. Актриса утверждала, что её дочь Анна Трегубенко получила за участие в ток-шоу «Пусть говорят» два миллиона рублей. В программе Анна рассказала, зачем она продала питерскую квартиру своей знаменитой бабушки, народной артистки России Лидии Федосеевой-Шукшиной. «Мало кто может отказаться от тех огромных денег, которые платят каналы всем участникам программы», – написала Мария Шукшина на своей странице в Instagram. Актриса также отметила, что ей самой предлагали суммы с шестью нулями, но «участвовать в этом мракобесии» она отказалась. «Никогда не пойду на сделку с совестью, в отличие, к сожалению, от моих родственников», — написала она.
Правда, впоследствии шеф-редактор выпуска «Пусть говорят» заявил, что претензии Марии Шукшиной необоснованны. «Бедной матери проще придумать для себя такое объяснение, что ребёнка соблазнили какими-то фантастическими суммами, чем задуматься о реальном положении дел и услышать крик отчаянья собственного ребёнка», — отметил шеф-редактор ток-шоу.
До этого в прессу просочились данные, согласно которым участники программ на некоторых федеральных каналах получают какие-то космические гонорары. Знаменитостям, согласившимся раскрыть эксклюзивные данные, каналы якобы платят по 700-900 тысяч рублей за выпуск, обычную историю оценивают в 200-300 тысяч рублей. Некоторые СМИ раскрыли доходы экспертов, принимающих участие в шоу. Сумма их вознаграждения колебалась от 20 до 50 тысяч рублей за один выпуск. В частности, эту новость опубликовало электронное СМИ «Век».
«НИ» обратились на Первый канал. Однако в Дирекции информационных программ от комментариев отказались. В пресс-службе Первого ответ был аналогичным: «Мы это не комментируем».
Ситуация вокруг зарплат сотрудников Дирекции информационных программ Первого канала и сумм гонораров за участие в скандальных ток-шоу оказались чем-то вроде военной тайны. Это понятно: условия контракта с «Первым», как известно, наиболее жёсткие в сравнении с другими телеканалами.
Однако, как сообщил наш источник в Дирекции спецпроектов Первого канала, в смету каждого рейтингового ток-шоу действительно заложены гонорары на приглашённых гостей и героев программы, а также на оплату билетов тех, кто приезжает из других городов. По словам нашего источника, эти суммы могут быть разными. «Особо ценным vip-героям и гостям могут заплатить и 100 тысяч рублей», - поделился один из шеф-редакторов дирекции спецпроектов «Первого». При этом гонорары гостям на «Первом» выплачивают в зависимости от степени их скандальности. А скандал – это, как известно, залог рейтинга. Что касается суммы с шестью нулями, которую заплатили дочери Марии Шукшиной, то в руководстве Первого канала категорически опровергли этот факт, заявив, что выплачивая такие суммы, «телеканал давно бы разорился».
«Коммерческие» гости в ток-шоу Первого канала – давно ни для кого не секрет. Пару лет назад на киностудии имени Горького я натолкнулась на огромную толпу пожилых, нарядно одетых женщин. Подойдя поближе, я узнала, что это «гости» и «герои» ток-шоу «Первого канала». С одной из женщин мы разговорились. Она рассказала, что для неё посещение телепрограмм – своего рода подработка. Суммы, с её слов, платят небольшие, в несколько тысяч рублей, но если «пробежаться» по нескольким ток-шоу, то сумма получается довольно приличная.
О гонорарах приглашённых участников скандалов на «Первом канале» недавно рассказали телеканалу «Дождь» бывшие сотрудники "Первого". Я попыталась связаться с одной из журналисток, дававших по этому поводу интервью – сейчас она ведёт авторскую программу на израильском телевидении. Однако, бывшая сотрудница программы «Пусть говорят» Юлия Панич прислала в Фэйсбуке сообщение, от которого можно было впасть в оторопь. Журналистка писала: «Ни один действующий сотрудник программы не выдаст вам подобной информации под страхом смерти. Потому как страх потерять работу намного сильнее...».
Но вернёмся к суммам. Бывший корреспондент программы «Пусть говорят» Андрей Заокский признался: «Сначала редакторы скандальных шоу предлагают жителям провинции за участие в программе в среднем 5 тысяч рублей, а также оплачивают перелёт и проживание в столице. В том случае, если человек отказывается, сумму порой поднимают до 50 тысяч рублей, хотя большинство соглашается на 15 тысяч. Для провинции 5 тысяч рублей — это очень неплохие деньги, а 15 — вообще состояние. В то же время главным героям могут заплатить 100 тысяч рублей и больше», - признался бывший корреспондент "Пусть говорят".
Наш источник в руководстве Первого канала назвал близкую к этому сумму: «Обычно рядовым участникам ток-шоу платят по 5-7 тысяч. Максимальная расценка может доходить до 60 тысяч рублей».
«Если в тему программы берут журналиста из центрального СМИ и он приходит на эфир, ему платят около 10-15 тысяч рублей», - рассказала «НИ» журналист Марина Талагаева, которая неоднократно была гостем ток-шоу «Первого канала». – При этом все деньги проходят официально: когда приглашают – просят твои данные, контракт оформляется официально. Деньги платят сразу после программы в специальной комнате, контракт подписывают тоже в специальной комнате. Все переговоры о сумме гонорара обсуждаются по телефону, до участия. Суммы возрастают, когда речь идёт о сенсации или крупном скандале. Например, я знаю, что «Первый канал» пообещал за рассказ о личной жизни одной бывшей фигуристке в момент её развода 600 тысяч рублей». Некоторые пользователи Фэйсбука подтверждают эту информацию. «Писали, что скандальная жена Джигурды… отказывалась идти на программу меньше, чем за 700 000. Бывшая жена Казаченко вместе с Катей Гордон за контракт на 22 передачи получили 3,5 млн. Это писали в жёлтой прессе и в сетях. Думаю, что это правда. Конечно, никто не признаётся.», - отмечает в комментариях Ekaterina Morozova.
Что касается конфликта в Дирекции информационных программ, то наш источник в руководстве Первого канала сообщил, что инспирировать публикации, появившиеся в открытом доступе, мог уволенный или обиженный сотрудник ДИП «Первого канала»: «Да, экономические причины имеют место, старичков просят на выход». Действительно, наши источники на «Первом канале» сообщили, что там происходит смена поколений. «Людей после 36 лет ещё в конце 90-х перестали брать на работу», - рассказывает режиссер-консультант «Первого канала» Калерия Кислова. – Работа в информационных программах связана с очень большими нагрузками – психологическими, физическими, надо иметь хорошее здоровье и крепкие нервы. Поэтому ставка на молодежь – это естественный процесс. Однако, если сотрудник обладает большим опытом и редакция нуждается в нём, он будет работать и после пенсии, в службе информации "Первого канала" несколько таких сотрудников и они ничем не ущемлены».
Зарплаты в Дирекции информационных программ у всех разные. Редакторы низшего звена могут зарабатывать около 50 тысяч рублей в месяц, в то время как ведущие программ и режиссёры прямого эфира – в сотни раз больше. Так, «НИ» удалось выяснить сумму зарплаты, которую получал бывший ведущий ток-шоу Первого канала, ныне вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Она составляла 5 млн. 345 тысяч рублей в месяц, или около 90 тысяч долларов. Опровержения данной информации от Петра Толстого не поступало…
В общем, как герои ток-шоу, так и сотрудники «Первого канала» поделены на vip-персон и обычных тружеников. Хотя на должность рядовых сотрудников, где невысокая зарплата и невероятная загруженность, тоже, как выяснилось, огромный конкурс. Вот, что можно прочитать в отзывах на работодателя в лице «Первого канала»: «Жуткая конкуренция среди рядовых сотрудников, все держатся за свои места чуть ли не зубами, никто не хочет уезжать из Москвы обратно на периферию. Особенно таких много среди девочек, делающих программу «Доброе утро». А зарплаты у них маленькие. Многие уходят через полгода, просто не выдержав давления как со стороны начальства, так и со стороны коллег. Те, кто занимаются документальным фильмами для Первого канала тоже далеко не ускакали по уровню заработной платы, их оклад кое-как до 17 000 дотягивает. В наше время уж лучше разнорабочим на склады пойти работать, нежели за такие гроши вкалывать».
«Там в основном иногородний молодняк. Там ад от и до. Когда меня таксист вез на программу «Пусть говорят», он рассказывал, как они работают: им ставят задачу привезти на программу человека во что бы то ни стало. Были случаи, когда везли пьяных людей, просто подпаивали каких-нибудь артистов и везли на съёмку», - рассказывает журналист Марина Талагаева.
Так что скандалом в благородном семействе ситуацию на «Первом канале» никак не назовешь. Тем, кто возмущается разницей в оплате «скандалистов» и честных тружеников информационного фронта, хочется сказать: «А вы разве не знали, куда идете работать?».