Posted 19 апреля 2019, 17:47
Published 19 апреля 2019, 17:47
Modified 7 марта, 15:52
Updated 7 марта, 15:52
"Категорически недопустимо смешивать Бессмертный полк с политическими акциями партий, использовать период подготовки и проведения Бессмертного полка, как повод для пиара политиков и чиновников разного уровня, - отмечает сайт движения. - Следует обратить особое внимание на спекулятивное использование рядом политических сил атрибутики военного времени – красных флагов – и портретов военачальников и руководителей страны времен Великой Отечественной войны. Портрет маршала в руках правнуков - это проявление личной памяти, но тиражирование данных символов и портретов, является попыткой приватизации Бессмертного полка, превращения его из общенародного явления в придаток конкретной партии или политического течения... Исходя из уважения к живым ветеранам, и из благодарной памяти к ушедшим, следует воздержаться от вынесения на Шествие портретов с изображениями героев иных войн и времён".
Последняя фраза - явный отсыл к участию в прошлой акции депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая шла с портретом последнего российского императора Николая II.
Николай Сванидзе, историк, журналист, общественный деятель:
- Само решение не выходить на акции "Бессмертного полка" с портретами Сталина правильное, потому что эта акция задумывалась как очень красивая, когда люди выходят с портретами своих родных и близких. Если выносить портреты Сталина и красные флаги - то это будет уже не "Бессмертный полк", а такая левая, просталинская, просоветская акция. Я думаю, что если исходить из интересов акции - то это правильное решение, но и если из интересов власти - то тоже правильное.
Потому что сейчас самая большая угроза слева, страна у нас левая. Рейтинги власти снижаются, и угрозы ей исходят уже отнюдь не со стороны либералов и западников. А как раз с левой, сталинской стороны - такие идеи достаточно популярны, сталинисты берут на вооружение восторг публики перед внешней политикой нашей власти. Она всем нравится, мы всем показываем средний палец - всё замечательно. А вот внутренняя политика, социальная политика попадает под очень серьезную критику, здесь ругают.
И если слева появится достаточно харизматичный лидер вместо Геннадия Зюганова, кто-то более вызывающий возбуждение в народе - то у них очень хорошие электоральные шансы. Поэтому есть чего бояться, я власть понимаю.
Но новой волны десталинизации ожидать не стоит. Сталин - это миф, а не историческая фигура, не человек, который умер в 1953 году. Всех интересует миф - не правда о том, сколько он народу погубил, а миф о твердой власти, о порядке, о победе. И стилистика - не сам Сталин, а его мифологизированная стилистика, она власть устраивает. Со стороны нынешней власти я не вижу готовности к антисталинской пропаганде. Не вижу для власти в этом краткосрочного смысла, хотя долгосрочный есть и очень большой. Но власть у нас ориентируется на короткие цели.
Cергей Марков, руководитель Института политических исследований, политолог:
- Во власти ничего особенного не испугались, но в какой-то момент возник гипертрофированный перекос в сторону Николая II, Моторолы... Ну, что сказать - Моторола - хороший человек, но это совсем другое. Со смерти Моторолы прошло всего два года, можно выйти с его портретом. Поскольку он отдал жизнь в борьбе с фашизмом и погиб от рук фашистов. Но тогда вместо "Бессмертного полка" получается политическая акция, а это противоречит главной идее - что это должна быть акция, объединяющая, а не разделяющая общество. Поэтому и было принято такое решение.
То же и с портретами Сталина - если внук Сталина пойдёт с его портретом - это будет встречено с пониманием, а остальные, я полагаю, должны нести портреты своих родственников. Выдвижение политических лозунгов противоречит главной идее "Бессмертного полка" - это объединяющая, а не разделяющая акция и речь идёт о памяти своих родных и близких для каждого участника.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
- Здесь дело не в самом вожде, а в том, что Сталин становится символом неудовлетворенности нынешней системой власти. Люди ведь толком не знают, кто такой Сталин, знают легендарную составляющую которую Сталин сам о себе и создавал. Что он всегда побеждал, что при нем все было справедливо, все были счастливы и так далее. Это не реальный Сталин, и те люди, кто надеется, что "Сталин придёт - порядок наведёт" - они плохо себе представляют, что такое настоящий сталинизм и сталинский порядок.
А властям это представляется системной угрозой, потому что это поиск альтернативы. С одной стороны они пятнадцать лет укрепляли вертикаль, апеллируя к советским системам ценностей, а поскольку советская система ценностей абсолютно фейковая, то такой курс, как и в советские времена, неизбежно приводит к обнищанию населения, к его бесправию, к ощущению, что вертикаль - это все, а население лишь используется для его собственных проектов - военных, ракетных и т.д.
Парадокс заключается в том, что вертикаль пытается повторить советскую систему ценностей и приходит в тупик, потому что эта система основана на бесплатной эксплуатации населения, которому платили зарплату "деревянными" неконвертируемыми рублями. Их можно было печатать в неограниченном количестве, перекладывая на плечи населения инфляционный налог. Но люди же обо всем этом не думают, поэтому по сути протестуют против сталинской, хотя и смягченной вертикали власти, когда всё принадлежит номенклатуре, когда вся деловая и прочая активность монополизированы. И противопоставляют этой гибридной сталинской действительности сталинскую сказку, в которой живет их сознание.
Я сказал бы, что это предсказуемый и неизбежный конфликт. Люди же отказываются знать, что было на самом деле в Советском союзе - очереди, тотальный дефицит, нищая зарплата, невозможность выехать за рубеж, невозможность накопить на машину, казенная квартира, которую невозможно было завещать своим детям. Что у нас населения на 100 миллионов меньше, чем могло бы быть. Это все они не хотят видеть, но у них есть такой выдуманный, сказочный мифологический образ.
Во власти сегодня видят, что их рейтинги падают уже отнюдь не потому, что растет количество либеральной городской интеллигенции или среднего класса, который отдает себе отчет в том, что происходит и требует демонополизации государства и распределения ресурсов по территории, а не их концентрации в одних руках. Сейчас они теряют популярность в глазах как раз тех, кто воспринимал их как "советских людей", как "нового Сталина" и не справился с этими ожиданиями. Разочаровались как раз те люди, кто радовался присоединению Крыма, выступал за ДНР-ЛНР и так далее. Эти люди говорят - "Сталин-то ненастоящий". А "настоящий" - целиком вымышленный. И теперь власть борется с тем самым гомункулусом, которого сама же и создала.
Антисталинская пропаганда, конечно, теперь вновь не появится, во всяком случае такая, какая проводилась в отношении 1990-х. Двадцать лет рассказывали целыми днями, какие они были ужасные - эти 1990-е и их имидж уже сформировался- "американцы Россию разграбили и поставили на колени". Также двадцать лет нам рассказывали, что Россия поднимается с колен. Но оказалось - недостаточно быстро и в недостаточно правильном направлении. Будет скорее аккуратное торможение и уменьшение восторженных криков про Сталина. Но это опять же будет воспринято миллионами разочаровавшихся людей, как очередная попытка их обмануть. Потому что они-то знают, какой он - настоящий Сталин, они-то верят в него. И любые попытки развенчать Сталина будут вызывать еще большее раздражение в духе - "да они те же самые либералы из 1990-х".
Разрушать образ Сталина поэтому слишком глубоко нельзя - это разрушает веру в вертикаль. Поэтому будет аккуратно, будут высказывания в духе "может быть, Сталин был и не очень хороший, нынешнее время куда лучше".
Марк Урнов, научный руководитель департамента политической науки факультета социальных наук университета "Высшая школа экономики":
- Боюсь прогнозировать, какие могут быть реакции у власти на портреты Сталина, но с моей точки зрения принятое решение - здоровая реакция, из серии "давно пора". Потому что "Бессмертный полк" - это "Бессмертный полк" и отношения к специально окрашенным политическим цветам иметь не должен. Решение неожиданное, но если это действительно так, то хорошо. В данном случае политику партии и правительства поддерживаю и одобряю. Приятно удивило.
Власть у нас настолько разнообразна, что я бы не называл ее одним словом. Отношение к Сталину у людей во власти очень разное. Концентрированной позиции по этой персоне нет. А, может быть, действительно наверху осознали, что пора отказываться от странного наследия. Но при этом не секрет, что эта фигура в обществе довольно популярная, и не из-за власти, а так, изнутри. С ним связывают величие побед, хотя это абсолютно мифологизированно. Тем более странно, что порекомендовали с портретами Сталина не выходить.
Насчет существующих у многих опасений, что сейчас могут вырасти рейтинги коммунистов - я в это не верю. В обществе скорее сильны позиции правого авторитаризма, чем левого - иерархия, государственность, но никак не равенства. На справедливость запрос имеется - да, но справедливость - это не равенство. Люди хотят так, чтобы я жил лучше, чем сосед, но это получил от государства, как показывают наши исследования.