Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:
- На мой взгляд ограничение продажи нефти - довольно бессмысленная история, поскольку нефть, как и деньги, не окрашены политически, и ту же русскую нефть всегда можно купить через посредника. Соседняя Беларусь действительно давно превратилась в страну транзита в том числе и для закупаемой Украиной нефти. При этом российские компании, экспортирующие нефть в другие страны через территорию Украины понесут ущерб. Наконец - Украина, несмотря на все обострения отношений, продолжает оставаться одним из ведущих торговых партнёров России и объемы внешней торговли в последние годы только росли в некоторых секторах, в том числе и в нефтяном.
Плюс - в России, как известно, существует проблема с нефтеперерабатывающими мощностями и значительная часть именно бензина для центральных и северо-западных районов России производится на территории Беларуси, которая опять же спокойно может продолжать продавать его и Украине в обход этого запрета.
Странное решение, тем более накануне второго тура президентских выборов на Украине. Мне тяжело оценить, как оно повлияет на расклад сил между Зеленским и Порошенко. Повысит ли авторитет Порошенко как укоренившегося борца с политическим режимом в России или наоборот - вызовет тревогу, что такая политика довела до отказа от российской нефти. Впрочем, я не знаю, как такой запрет отразится на рядовых украинцах. Возможно, это связано с давлением на те силы в Украине, которые заинтересованы в торговле с Россией, но при этом продолжают поддерживать Порошенко. Но вообще вопрос, кого из "двух зол" Россия хотела бы видеть в кресле украинского президента. Порошенко при всей своей политике уже понятен и понятно слаб. Зеленский же может оказаться неожиданно силён. Но вряд ли запрет на экспорт нефти серьезно отразится на предвыборной компании, слишком длинное плечо, чтобы это так быстро дошло до каждого избирателя.
Олег Матвейчев, профессор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики":
- Начнём с того, что бесконечные санкции вводились вначале против России именно украинской стороной на протяжении всех последних лет. Последний объем санкций был введен около месяца назад. Мы же всегда говорили, что будем отвечать зеркально, ну и, соответственно, правительство подготовило такие ответы и их озвучило.
Что касается чувствительности экономики для Украины, то нужно понимать, что половина горючего, которым как заправляют трактора для посевной так и пользуется украинская армия - все это поставлялось из России. Значительная часть российских нефтепродуктов поставлялась и через Беларусь.
Что касается транзита через территорию Украины,то через нее, в отличие от газового транзита, сегодня проходят лишь небольшие объемы российской нефти, предназначенной для экспорта в другие страны. Конечно, как и в случае с газом, когда Украина стала закупать его по реверсу в европейских странах, Украина может таким же реверсом закупать и нефть.Но по опубликованным данным закупки реверсного газа оказались для Украины на 30% дороже. То есть, они покупали все тот же российский газ, но уже с ценовыми накрутками от европейских посредников.
Также, если Россия уменьшит объёмы поставляемой нефти в Беларусь и Польшу, эти страны просто физически не смогут продавать нефть по реверсу Украине. Заменить наши нефтепродукты соседскими выйдет как максимум трудно, а как минимум дорого. Они уже уголь из ЮАР возили, но оказалось чрезвычайно все невыгодно, и потому опять закупают уголь на том же Донбассе.
Что касается того, не понесет ли Россия каких-либо потерь в случае разрыва договоров на поставку нефти или покупку той же машиностроительной продукции - то надо смотреть сами договоры. Они бывают самые разные - и сроком на год, и на пять лет и даже разовые, на поставку определенной партии. К тому же есть договоры, которые в качестве форс-мажорных условий предусматривают условия, связанные с санкциями, войной и так далее. И здесь тем, кто подаст на Россию в международный арбитраж,ловить будет нечего - вот, пожалуйста, вы вводили против нас санкции, вот вам ответные санкции и на этом все закончилось. Да и чтобы в международный арбитраж предъявить договор, надо, чтобы в нем было прописано, что данный договор регулируется международным арбитражем. Международный арбитраж фигурирует в договорах обычно лишь при очень больших международных сделках, а тут большое количество небольших частных контрактов.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
- Конечно, это чисто риторическое, предвыборное упражнение, потому что за три дня до второго тура, чтобы еще раз подчеркнуть в глазах украинских избирателей, что это именно Порошенко привел Украину к такому жесткому противодействию с Россией.
Конечно, понятно что такие действия скорее на пользу Зеленскому, потому что для избирателя должно бы быть логичным, что сейчас-то политику проводит Порошенко и это она привела к прекращению поставок нефти. Соответственно, недовольный этим избиратель охотнее проголосует за Зеленского. Так что, понятно, что это предвыборная акция и антипорошенковская акция.
Но есть и "пункт третий" - насколько это все серьезно. Понятно, что Медведеву, как премьер-министру, это совершенно не нужно.Не стоит подрывать и без того небесспорный имидж России в международных торговых сделках, отказываясь от исполнения своих обязанностей по контрактам. С точки зрения экономики это нерациональное действие, как и отказ от покупок украинской машиностроительной или сталелитейной продукции. Но раз такое сказано, то понятно, что сказано не из экономических соображений, а из политических. Для экономики любые санкции и контрсанкции только приносят вред. А вот для сведения политических счётов это вполне логично.
Экономическая цена этого действа, впрочем, не так велика, потому что дефицита нефти в мире не ощущается, цены примерно одинаковые и Украина просто купит нефть в других странах, а вот Россия потеряет покупателя. Договоры по поставкам нефти обычно заключаются на год, а если они прекратятся с 1 июня или с 1 июля и в середине года происходит де-факто разрыв договора - это скандальная ситуация.
Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук:
- Санкции, которые вводят страны в нарушение прежних договоров - это их нарушение, а во всем мире такие проблемы решаются через суд. Если в случае этого запрета на экспорт нефти есть нарушение каких-то договоров, пусть даже договоров между украинскими и российскими компаниями о поставках, то будет обращение со стороны Украины в международный арбитражный суд.
Зачем это сделано за три дня до второго тура украинских выборов - найти какого-то разумного объяснения этому феномену я не могу. Понятно, что должно было произойти нечто подобное после разрыва Украиной договора о дружбе. А ведь в рамках этого договора действовало еще около 400 других! Из России на Украину традиционно поставлялось товара на сумму большую, чем из Украины в Россию, что было выгодно прежде всего российским производителям. Так что продолжается курс на разрыв экономических отношений и от него понесут потери и российские предприятия.
Как это может повлиять на голосование во втором туре украинских выборов - сказать трудно, в такой ситуации по логике любой антироссийский кандидат только получит дополнительную поддержку.