Виктор Блинов
Такой ход событии явно не вписывался в планы США по реализации стандартного сценария революции с затяжной гражданской войной, партизанами и вводом миротворцев. В чем причина провала американцев, выясняли журналисты ФАН.
По их мнению, включение военных Судана в политический процесс страны было в какой-то мере вынужденным. За несколько дней до отставки Омара аль-Башира протестная активность увеличилась. Еще немного, и начались бы столкновения, в ходе которых насилия вряд ли удалось бы избежать. Вмешательство военных завершилось мирной отставкой.
Важно подчеркнуть, что Судан с 2007 года находится под санкциями США, Евросоюза и ООН. Эти ограничения негативно сказались на состоянии экономики. Президент аль-Башир явно не устраивал западные страны.
Известно, что за революциями вроде «Арабской весны» стоит Запад. В Судане хотели реализовать тот же сценарий по отработанной методике. Небольшое народное волнение искусственно усиливалось и с помощью различных инструментов. Вскоре по задумке должно было начаться настоящее восстание. А дальше – военная интервенция США или сил НАТО.
Важную роль в нагнетании обстановки сыграли социальные сети. Местных призывали выходить на улицу и активно участвовать в протестах. А для мирового сообщества публиковали якобы зверства полиции и специально сделанные кадры «недовольных режимом». Провокации же просто не выкладывали в Интернет, а вот ответ полицейских выставляли как акт неудержимой агрессии. Омар аль-Башир пытался как-то бороться с такой информационной атакой. Он попытался заблокировать соцсети, но протестующие быстро распространили VPN.
Американские политтехнологи тоже приложили свою руку к организации суданских акций. В декабре символом суданского протеста стал мужчина с камнем в поднятой руке. Довольно знакомый образ — в разных вариациях он мелькал не в одной «цветной революции». У ФАН уже был репортаж о «руке победы» Джорджа Сороса. Она же стала первым символом протестного движения.
В ходе последней волны протестов, которая и привела к снятию аль-Башира, западные политтехнологи несколько видоизменили «образ революции». Им стала 22-летняя Алаа Салах – «женщина в белом», которую стали называть «статуей свободы Судана». Она обычная студентка Суданского международного университета. Ее фото на машине стало вирусным, а сама она начала раздавать многочисленные интервью западной прессе.
За десятилетия организаций революций в самых разных государствах мира западные страны научились очень хорошо заметать следы. Поэтому напрямую обвинить их довольно сложно. Одно можно сказать совершенно точно – если бы военные не взяли ситуацию под свой контроль, то Судан ждала бы незавидная судьба Ливии или Туниса.
Омар аль-Башир вряд ли был идеальным президентом, но протесты в стране начались не просто так. Недовольство и давление росло даже тогда, когда правительство предпринимало конкретные шаги для урегулирований конфликта.
В какой-то момент провокации со стороны коммунистической партии Судана стали слишком агрессивными, и стало понятно, что без применения силы не обойтись.
Военные моментально вмешались, отправили в отставку аль-Башира, объявили в стране комендантский час и режим чрезвычайной ситуации. Такие меры помогли остудить пыл народа и завершить протестные акции. На сегодняшний день необходимость в комендантском часе отпала, и его отменили, а люди ждут формирования правительства.
Получается, что армия Судана в буквальном смысле спасла страну от кровавой революции, многочисленных человеческих жертв и развала страны.
В течение ближайших двух лет в Судане будет сформировано гражданское правительство. А пока руководящие функции лежат на Военном совете.
Работа уже началась: на прошлой неделе совет провел консультации с представителями различных партий.
Тем не менее, все это не нравится Соединенным Штатам Америки. Вооруженные силы Судана не оставили шанса на эскалацию конфликта для ввода войск. Однако США продолжают попытки дестабилизации. Военный совет объявил переходный период в два года и трехмесячный режим ЧС. Это время нужно стране, чтобы переварить последствия политического кризиса. Вашингтон настаивает на том, что власть нужно отдать гражданским уже сейчас.
Очевидно, что Запад провалил попытку организовать «цветную революцию» в Судане и ждать отмены санкций было бы наивно. Омар аль-Башир остается в стране, выдавать его Международному уголовному суду пока не собираются. Это обстоятельство не добавит стране стратегических партнеров с Запада. Поэтому рассчитывать остается на тех, кто уже сотрудничал с Суданом или выразил к этому готовность.
Сейчас одна из главных проблем страны – экономическая нестабильность. Тем не менее, шансы на быстрое восстановление у Судана есть. В этом выражают заинтересованность и некоторые партнеры. Например, Саудовская Аравия планирует направить в страну гуманитарную помощь.