Posted 17 апреля 2019, 18:26
Published 17 апреля 2019, 18:26
Modified 7 марта, 15:54
Updated 7 марта, 15:54
Иван Петровский
Выборы в Хакасии стали одними из самых впечатляющих в осеннюю кампанию 2018 года. Прогнозируемый провал Виктора Зимина в первом туре, перенос второго из-за отказа участников губернаторской гонки, и, наконец, победа 30-летнего кандидата от КПРФ Валентина Коновалова над самим собой – иных фамилий в бюллетене просто не оказалось.
Как бы ни пытались коммунисты приписать этот выигрыш себе, а они, естественно, пытались, даже в самой Хакасии понимали: голосуют не за красивую идею, а за перемены как таковые. Ещё точнее – не за, а против. Фамилия Коновалова заменила собой графу «против всех»: жители Хакасии хотели сказать, что устали от такой жизни, устали быть жителями депрессивного региона, устали ждать качественных изменений и потому готовы даже хотя бы на такие, формальные - на смену фамилии в строке «глава Республики Хакасия».
В понимании жителей молодость нового губернатора не была недостатком. Таковым она и не является. В конце концов, 30-летние главы регионов – это уже не исключение, а тренд в современной внутренней политике России. В 30 лет Калининградскую область возглавил Антон Алиханов, в 30 стал губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов, а он ещё моложе Валентина Коновалова. Другое дело, что и Алиханов, и Артюхов имели самое главное для управленца – опыт. Алиханов добивался успеха в Министерстве промышленности и торговли РФ, Артюхов – в крупных коммерческих структурах, а до того, как стать главами регионов, они некоторое время трудились в качестве заместителей председателей местных правительств.
У Коновалова подобного опыта не было, юристконсульт газеты – не та должность, где можно научиться управленческим навыкам, хозяйственной деятельности, взаимодействию с органами власти. Она не предполагает ни проектного мышления, ни показателей эффективности, ни построения команды. Почему это не остановило жителей Хакасии? Да потому, что молодость, справедливо подумали они, предполагает одно важное качество – желание и возможность учиться, умение «схватывать на лету». Никто, конечно, не ждал, что на следующий день после выборов Коновалов покажет результат. Да даже через месяц, два, три. Ждали другого – доказательств того, что учится. Ему отдали не только голоса, ему дали большую фору.
Жители Хакасии рассчитывали и на то, что помощь Коновалову окажут старшие товарищи из КПРФ, ведь в партии есть и крупные специалисты в экономике, и лоббисты, и грамотные хозяйственники. Да и для КПРФ это был отличный шанс показать, как можно и нужно поднимать депрессивный регион.
Увы...
Первые месяцы губернатор осваивался на новом месте. По острому замечанию журналистов, Коновалов «пребывал в оцепенении». Долго шло формирование команды, так называемого «народного правительства» – процесс, который напоминал скорее пиар-акцию, чем реальный проект. Но вот прошло сначала сто дней с момента избрания, сейчас срок приближается к двумстам.
Что за это время сделал Коновалов?
Он действительно научился, но не новым практикам управления, а самому что ни на есть старому, опостылевшему Хакасии чинушничеству. В первую очередь – назначил огромные премии себе и своему ближнему кругу. Не за результаты, а просто так, за сам факт своего существования. Во время избирательной кампании Коновалов обличал чиновников и обещал сократить расходы на их содержание, но, став губернатором, выплатил своим приближенным новогодние бонусы в размере до 500% месячного оклада, при этом многие премированные проработали на своих постах чуть больше месяца. Журналисты подсчитали, что суммы премий составили от 250 до 400 тысяч рублей. Точный размер премий правительство решило не раскрывать, а Коновалов ограничился ремаркой, что скандал раздувают нарочно, а самим жителям Хакасии он неинтересен.
Причём такое поведение уже стало нормой для нового губернатора, любую недоработку, каждый провал он с лёгкостью списывает на заговор. На длинные руки Москвы. Правда о премиях? Виновата Москва. Вовремя не озаботился топливом? Москва! Накопил долги за электричество? Тоже Москва! Но где встречи с федеральными министрами? Где попытки решать проблемы не словами, а поступками? Снова Москва не пускает? Но смотрим официальную хронику и видим, как губернатор Владимирской области Владимир Сипягин – тоже считающийся «опальным» – спокойно обсуждает вопросы на личной встрече с вице-премьером Алексеем Гордеевым. Смотрим фотографии с президиума Госсовета – и видим там самого Валентина Коновалова в окружении и министров, и других губернаторов. Видим, что никто от него не убегает, никто не прячется. Общайся, делай, решай! Расти свои собственные «длинные руки». Но нет. Не научился.
Рухнули и надежды на помощь старших товарищей-коммунистов. На помощь Коновалову они прислали не хозяйственников, а пиарщиков, которые буквально тут же, что называется, «пробили дно» – пустили очевидную для каждого без исключения утку о готовящемся покушении на Коновалова. Со смертью вообще не шутят – так не принято. До такого опускаются разве что пиарщики Порошенко, выдумывающие жуткие инсценировки убийства и воскрешения Бабченко. Тогда, напомним, весь мир сказал Украине: «Так нельзя!» Хакасия далеко, досюда не долетело. Коновалова действительно захотели превратить в Бабченко. И как в той истории авторы не удосужились объяснить, чем России было бы выгодно убийство Бабченко, так и здесь красные пиарщики оставляют без ответа вопрос, зачем кому-то покушаться на Коновалова. Кому это в принципе может придти в голову? Разве что пенсионерам, замерзавшим зимой в районах, а сейчас оставшимся без света.
Видимо, от тех же пиарщиков поступило предложение начать активное взаимодействие с прессой. Недавно администрация Коновалова устроила пресс-завтрак с прессой. Острословы прозвали мероприятие поминками: за длинным столом с похоронным видом сидели журналисты и слушали речь губернатора на общие темы. Забавно, что завтрак устраивала та же пресс-секретарь, что работала в свое время у Зимина, а потом была уволена и теперь вернулась обратно. Во время выборов Коновалов на все лады критиковал тогдаших министров. И что же? Сейчас значительную часть кабинета вновь составляют знакомые лица.
Глупо думать, что это видят только журналисты. Люди тоже не слепые. В феврале ВЦИОМ провёл соцопрос и выяснил, что число сторонников Коновалова стремительно уменьшается. Всего за три месяца он потерял 10% поддержки. Каждый десятый, за него голосовавший, уже не стал бы этого делать. Но и это не самое печальное. Работой Коновалова на посту главы республики довольны лишь 16% опрошенных и это число тоже уменьшается. До уровня Зимина осталось совсем чуть-чуть. А там - снова протест?