Posted 16 апреля 2019, 08:31
Published 16 апреля 2019, 08:31
Modified 7 марта, 15:55
Updated 7 марта, 15:55
...Горит деревянная крыша
Над Матерью Бога в Париже,
И шёпот Спасенья всё тише
Под крышей у Бога, в Париже.
Дымит в небе чёрная сетка,
И бледный огонь равномерен,
Колышется чёрная метка
На петлях Прощения Двери.
Сочится, шипит, полыхает
И мается духа свобода,
И воздух дымит и страдает
В терновом венке Квазимодо.
И тяжесть горенья ритмична,
Пылает дровами Живого,
Сегодня улыбка трагична
У матери Господа Бога.
Юрий Жуковский
***
По последним данным возгорание в соборе Нотр-Дам возникло в момент проведения реставрационных работ. В итоге, в соборе обрушилось две трети крыши и обвалился шпиль...
Ирина Зиганшина
Увы, я до сих пор не была в Париже, а значит уже никогда не увижу легендарного собора. Собрались с мужем слетать туда осенью, да вот и не успели. Теперь мне уже никогда не увидеть аутентичной обстановки, в которой венчалась несчастная шотландская королева Мария Стюарт. А ведь ее белоснежное подвенечное платье положило начало моде, которой следуют до сих пор все невесты мира... И странно думать, что началась эпоха, в которой уже не будет Нотр-Дам.
Но ведь с другой стороны, разве не со священным чувством мы ездим, например, на родину Пушкина, в Михайловское, где во всём пушкинском заповеднике нет ни одной оригинальной усадьбы – все были сожжены или сами сгорели, а потом восстановлены. И ничего. А сколько ещё таких же, либо навсегда утраченных, либо восстановленных «новоделов» скопилось по всему миру? Страшно подумать.
Но всё-таки что-то мистическое во вчерашнем пожаре есть. Как не вспомнить, что почти ровно год назад на Масленицу в заповеднике Никола-Ленивец был торжественно сожжён макет готического собора в натуральную величину, сплетённый художником Николаем Полисским из ивовых прутьев! Тот пожар был торжественно назван «Пламенеющей готикой» и вызвал бурю негодования в клерикальных кругах страны, так что против художника даже пытались возбудить уголовное дело. И вот оно – аукнулось, хотя казалось невинной шуткой..
Впрочем, возможно, в Париже не все потеряно. Во всяком случае историк и правозащитник Сергей Шаров-Делоне пишет по следам пожара:
«Французские пожарные то ли сами сообразили, то ли кто из специалистов подсказал - всё равно полнейший респект! - в основном охлаждали водой стены, контрфорсы и аркобутаны - и, похоже, их таки спасли. Хуже со сводами - на них пролился - именно пролился! - расплавленный свинец кровли. С температурой, ИМХО, сильно за +1000 С (вообще-то свинец плавится при +327,5 С, но в таком пожаре была кратно больше температура). В этой ситуации свинец, как видно по фото сверху, стёк в пазухи сводов, т.е. как раз туда, где сходятся основные нервюры (усиленные арки-рёбра) сводов. И камень (песчаник) там, безусловно перекалился и пошёл мелкими трещинами. Своды и нервюры с гарантией 99% придётся перекладывать в любом случае.
Но вот если они сейчас устоят и не рухнут внутрь - дай то Бог! - то это будет означать, что мастера готики были не просто гениальными, а сверх-гениальными конструкторами, на чутье и опыте распределившими нагрузки так, что нигде не было переборов. И всё равно - тут против природы не попрёшь - своды и нервюры перекладывать придётся. Дай Господь, чтобы устояли! Хотя бы прямо вот сейчас.
Вот, для понимания картинка. Я стрелкой указал пазуху свода, в неё сверху стёк расплавленный свинец.
А искусствовед Людмила Лунина настроена даже ещё более оптимистично:
«Восстановят. Здание может сгореть, но ремесло не пропьёшь. Во Франции тысячи мастерских, часто семейных, существующих не одно даже столетие. Сколько раз я наблюдала, всегда было ощущение чуда. Кузница с газовыми печами: у печи в чёрном резиновом фартуке стоит мастер лет пятидесяти, вокруг него пять учеников в возрасте двадцати. По стенам – планшеты с сотнями вариантов дверных ручек и щеколд с века примерно XII. Учебные пособия. А дети, «доводящие» до ума кудри на копиях мраморных скульптур из Версаля?! Фигуры вырезали американскими станками, предварительно отсканировав оригиналы, но финиши – вручную. А витражная мастерская «Дюшма»?! Две сестры-владелицы. Они делали купол самого большого казино в Монако. «Дедушка, - говорят, - выиграл тендер еще в 1950-е, проект долго откладывали, мы в результате и сделали».
Compagnons du Devoir, компаниаж - средневековая система подготовки ремесленников. Ей 900 лет. Принимают детей после школы и лет пять перемещают их по всей стране, по разным мастерским, передают навыки. До недавнего времени принимали только мальчиков. Мне рассказывали (возможно, апокрифы), что ассоциация этих мастерских выигрывает все тендеры на реставрацию, им нет равных. И во Франции реставрация же настоящая, а не "распилы" как у нас. У них своя профессиональная гордость, запредельно высокие стандарты, чувство стиля и вкуса. Всем, кто оплакивает Нотр-Дам, вешаю фотографии из школы Буля, где готовят ремесленников...»
Поэт и публицист Алексей Цветков не так оптимистичен, он считает, что любого качества новодел не передаст духа этого архитектурного шедевра:
«Тут многие утешают, что восстановят. Не сомневаюсь. Но если кто был в Варшаве и видел там восстановленное Stare Miasto, тому понятна разница между живым памятником и муляжом. Не в обиду варшавянам, не их вина, но сравните с Прагой. У времени нет передачи заднего хода...»
Зато писатель Сергей Солоух вообще призывает не беспокоиться понапрасну, поскольку от древнего Парижа уже ничего не осталось:
«Господи, какие эмоции. И это по поводу Парижа. Города полностью уничтоженного именно таким способом, каким Калининский проспект в Москве пришёл на смену Арбату. Не то что Парижа Гюго или Дюма нельзя уже найти у речки Сены, Парижа Селина и Газданова практически уже не существует. Просто жизнь, просто, увы, процесс. К чему такие слёзы, символика, прогнозы, тем более, что все это, конечно, восстановят? Лет десять назад в Лондоне сгорела «Катти Сарк», подлинный клипер, самый быстрый парусник в мире, один из памятников человеческому гению, истории, мечте. И это безвозвратно. И что? А ничего! Живём...»
Политолога Марию Снеговую удивила реакция многих российских блогеров:
«Удивительно много русскоязычных комментаторов сравнивают пожар в Нотр-Даме с 9/11. Безусловно, потеря Собора - огромная трагедия и боль, однако сравнение с башнями-близнецами, где погибло 3000 человек, отличается какой-то абсолютной аморальностью. Поскольку в России нет понятия о ценности человеческой жизни, это наверное не должно удивлять...»
Другой политолог, Аркадий Дубнов, кстати, даже заподозрил злорадство в реакции (вернее, в ее отсутствии) российской власти на это событие
«На горящий Norte Dame de Paris невозможно смотреть, не содрогаясь от ужаса. На наших глазах происходит мировая катастрофа. Я далёк от мистики, но это нехороший знак, - один из символов того, что мы привыкли называть ценностями Запада - в огне. Буквально. Новое варварство может торжествовать. Уверен, что глашатаи варваров уже пишут сейчас свои прокламации. Наши, здесь - тоже... Лидеры Запада уже сострадают Наши молчат Наверное, не доложили...»
Правозащитник Юрий Самодуров задается вопросом:
«Была ли причиной пожара халатность или это был намеренный поджог и попытка уничтожить Нотр-Дам? Если это был поджог и его произвёл не психически больной человек, значит это был теракт и акт новой изощрённой войны против народа Франции и французского государства и народов и государств всего Запада, ещё более изощренный чем уничтожение башен-близнецов в Нью-Йорке. Дело в том, что уничтожение нескольких исторических и столь же значимых средневековых соборов и других архитектурных памятников Франции как Собор Нотр-Дам (специально не буду их вслух называть) материально и символически "организующих" и выражающих национальное и историческое самосознание французов и самоидентификацию и идентификацию французского народа как внутри страны так и в мире может вызвать во Франции и во французском обществе временную депрессию, хаос, фрустрацию. И если это война, то надо искать и найти ответ на этот новый вызов...»
Как бы то ни было собор Нотр-Дам будет восстановлен. Об этом уже сказал президент Франции. Теперь властям Франции необходимо и очень важно установить причину пожара и публично назвать её.