Опять Нетаньяху: как политтехнологии в Израиле победили политику

15 апреля 2019, 13:07
По всей вероятности новый старый премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху решил оставаться на своем посту пожизненно. На этой неделе президент Израиля Реувен Ривлин начнёт серию консультаций с прошедшими на выборах 9 апреля в Кнессет 21 созыва партиями по кандидатуре премьер-министра страны.

Евгений Бень

Затем Ривлин определит депутата с наилучшими шансами поддержки парламентского большинства и поручит ему максимум за 42 дня сформировать новое правительство. Нет сомнений, что премьером в пятый раз и четвертый подряд станет Биньямин Нетаньяху.

Досрочные выборы – инструмент успеха

Закон о Кнессете устанавливает условный четырёхлетний период полномочий каждого парламентского созыва со дня его избрания. Закон конкретно назначает новые выборы на месяц хешван еврейского календаря (соответствует октябрю или октябрю-ноябрю) в год окончания полномочий Кнессета текущего созыва. За последние более чем двадцать лет практически ни одно израильское правительство, а вместе с ним и Кнессет не доработали до конца отведенного им законом периода. Досрочные выборы в Кнессет в основном происходят из-за коалиционных кризисов. При этом часто правящая партия, пользуясь экономической или политической ситуацией и играя на опережение конкурентов, сама объявляет досрочные выборы.

20 созыв Кнессета, избранный в 2015 году, проработал больше четырех лет ко дню выборов, которые провели на семь месяцев раньше срока. Объявляя о решении обновить мандат доверия избирателей в апреле вместо ноября, Нетаньяху сослался на необходимость восстановить дееспособность политической системы, которая, по его словам, сама по себе уже попала в «предвыборный режим».

Парламентский кризис, приведший к внеочередным выборам в 21 созыв, был вызван законопроектом об обязательном призыве в армию патриархально-ортодоксальных иудеев (харедим). Документ инициирован бывшим министром обороны Авигдором Либерманом. За внеочередные выборы выступали также многие союзники премьер-министра Нетаньяху, в частности, министр просвещения Нафтали Беннет, возглавлявший на тот момент партию «Еврейский дом», что, впрочем, не помогло вновь образованным «Новым правым» во главе с тем же Нафтали Беннетом и Аелет Шакед пройти 3,5-процентный барьер при выборах в Кнессет 21 созыва.

Нетаньяху же досрочные выборы дали возможность своевременной перегруппировки сил для очередной победы.

Политтехнологические манипуляции

Едва ли Нетаньяху в ближайшее время будет настаивать на призыве ортодоксов в армию, потому что для него ценнее поддержка в новом составе Кнессета от их партий «Яхадут а-Тора» и «ШАС» (даже притом, что она представляет нетерпимое к европейским евреям крыло выходцев из Африки и Азии). Беннет же – политик правого спектра с искренними устремлениями духовного возрождения Израиля, из тех, кто привычно раздражают государственную бюрократию. Поэтому Нетаньяху палец о палец не ударил, чтобы помочь этому союзнику в ходе этой предвыборной кампании.

То же касается и право-фундаментального движения «Зеут» общественного деятеля Моше Фейглина, не преодолевшего 3,5-процентный барьера. Израильский истеблишмент неприязненно относится к правым политикам-идеалистам, артикулирующим веру в будущий приход машиаха (мессии), который очистит Обетованную землю от лжи и обмана, несмотря на то, что, оказавшись в парламентском меньшинстве, такие партии, конечно, поддерживают «Ликуд», а не левоцентристскую оппозицию.

Но, понимая, что для создания правящей коалиции в Кнессете «Ликуду» может не хватить взаимодействия с двумя патриархально-ортодоксальными партиями, отторгаемыми большинством граждан, и «Нашим домом» Авигдора Либермана, выражающим интересы пенсионеров из республик СССР, Нетаньяху выступает мастером искусных политтехнологических манипуляций.

В 2014 году экс-министром правительства Израиля Моше Кахлоном была создана правоцентристская партия «Кулану», громко провозгласившая решение экономических и социальных вопросов, борьбу с социальным неравенством, дороговизной, бюрократией, что вызвало отклик у населения, давно живущего под прессингом повседневных проблем. На первых для партии выборах Кнессета 20 созыва «Кулану» получила 10 депутатских мандатов… и тут же разменяла имидж бескомпромиссного борца за справедливость на три министерских портфеля, позволивших войти в состав правительственной коалиции. На сей раз, декларируя всё те же идеи социальной справедливости, «Кулану» получила всего четыре мандата, зато по инициативе Нетаньяху ведет переговоры о вхождении в «Ликуд», которые, несомненно, завершатся успешно.

Союз правых партий – израильский альянс правых религиозных, в который входят «Еврейский дом», «Ткума» и «Оцма ле-Исраэль», выиграл пять депутатских мест на этих выборах и войдет в правящую коалицию. Меньше, чем за два месяца до голосования переговоры между партиями «Оцма ле-Исраэль» и «Еврейский дом» зашли в тупик, а Нетаньяху пообещал министерские должности «Еврейскому дому» в новом правительстве в обмен на его объединение с партией «Оцма ле-Исраэль», и это во многом предопределило прохождение альянса. Интересно, что лидеры-идеалисты «Оцма ле-Исраэль» вызывают у бюрократии не меньше раздражения, чем Нафтали Беннет, однако пока они предпочтительнее для Нетаньяху, потому что у них сейчас еще нет на свою голову обретенного Беннетом позиционирования в коридорах власти.

Такого рода ведение дел в предвыборном процессе и в формировании правительства под знаком Биньямина Нетаньяху являлось преобладающим и определяющим и в связи с составами Кнессета 19 и 20 созывов.

Эскалация в Газе перед выборами

Ракетный обстрел центральной части Израиля из сектора Газа был обозначен причиной сокращения визита Нетаньяху в США, начавшегося 25 марта. После этого ЦАХАЛ провел массированные обстрелы военных объектов Газы, чем привычно отметил приближение новых выборов в Кнессет.

Военной операции Израиля «Нерушимая скала» (2014) в секторе Газа, проходившей в преддверии выборов в Кнессет 20 созыва, предшествовали операции в том же секторе – «Облачный столп» (2012) и «Литой свинец» (2008). Каждая из них тоже состоялась перед выборами в Кнессет соответственно 19 и 18 созывов. И во всех этих случаях правая партия «Ликуд» получала за счет военных действий в секторе Газы политические дивиденды от избирателей, а Нетаньяху избирался премьером. Вслед за тем Израиль занимался обработкой средств на развитие системы ПВО «Железный купол». При этом гибель тысяч жителей Газы и нескольких граждан с противоположной стороны мало кого волнует в Израиле, и, похоже, руководство в Газе, постоянно строящее тоннели для доставки ракет в свой регион, тоже беспокоит не в должной мере.

Неужели премьер пожизненно?

В общей сложности последние выборы обошлись в 4 млрд шекелей (свыше миллиарда долларов), то есть более чем в 1 тыс. шекелей за бюллетень. Правые и патриархально-ортодоксальные партии, из которых Нетаньяху собирается сформировать свои коалицию и правительство, в Кнессете 21 созыва суммарно располагают 65 мандатами из 120, а левоцентристская оппозиция – 55.Будущую оппозицию составили центристская «Кахоль лаван» (35 мандатов), старейшая в стране левая партия «Авода» (6), еще более левая «Мерец» (4) и блоки израильских арабов «Хадаш-Тааль» (6) и «Раам-Балад» (4). Впрочем, во времена Нетаньяху «Ликуд» научился при необходимости превращать своих противников в сторонников.

После выборов Биньямин Нетаньяху впервые выразил отношение к согласно опросам популярной в стране идее создания правительства национального единства. Один из корреспондентов СМИ спросил, есть ли шанс на создание такого правительства. В ответ премьер не сказал ни слова, но сделал жест, означающий, что это не входит в его планы.

Десять лет несменяемости Нетаньяху у власти связаны, прежде всего, с его продуманным и выверенным ведением внешнеполитического курса, умением сотрудничать и с Вашингтоном, и с Москвой. С навыком вовремя «включить» и «выключить» очередной конфликт в секторе Газа. Словом, с огромным геополитическим опытом.

При этом во времена премьерства Нетаньяху ситуация с арабо-израильскими противоречиями заметно не сдвинулась с места. Мало кто из израильтян не жалуется на засилье бюрократии, клановость, решение вопросов, исходя из личных связей, недостаточную востребованность на рынке труда, дороговизну жизни, непрекращающийся рост цен. Среди людей царят массовое безразличие друг к другу, ненадежность в деловых отношениях, мелкое доносительство, слабое взаимопонимание между выходцами из разных стран, жесткие противоречия между светским и религиозным патриархально-ортодоксальным населением и разные другие «чудеса». Разговоры же об израильском экономическом чуде – это излюбленный пиар-ход на экспорт.

В конце февраля этого года юридический советник правительства (одно из высших должностных лиц в стране) Авихай Мандельблит заявил о готовности предъявить премьеру обвинения в коррупции по ряду эпизодов. В Израиле провести такой судебный процесс и отправить в тюрьму действующего руководителя государства крайне сложно. Но, лишившись власти, Нетаньяху имеет вероятность и оказаться в тюрьме. Поэтому, возможно, программа-максимум для него, – оставаться премьером пожизненно.

Блистательно владея искусством современных политтехнологий, Биньямин Нетаньяху теоретически способен такую программу реализовывать.

#В мире #Новости #Игорь Зотов #Эксклюзив #Израиль #Выборы
Подпишитесь