Posted 11 апреля 2019, 17:28
Published 11 апреля 2019, 17:28
Modified 7 марта, 16:00
Updated 7 марта, 16:00
К власти в Судане пришли военные. Министр обороны страны заявил о формировании Военного Совета, который будет управлять государством два года. Министр обороны также заявил, что в Судане вводится чрезвычайное положение сроком на три месяца, сам Омар аль-Башир арестован, идет розыск представителей его ближайшего окружения. Сообщается об арестах суданскими военными сотрудников спецслужб и об освобождении политических заключенных.
Ситуацию в Судане оценили эксперты "НИ".
Максим Шевченко, журналист, общественный деятель:
- Я думаю, российские интересы в Судане теперь только укрепятся, потому что наши военные давно уже купили всю суданскую армию с потрохами. Суданская армия фактически находится на содержании у российского ВПК.
То, что там происходит - это не революция, а классический военный переворот.И Омар аль-Башир 30 лет назад пришел к власти в ходе точно такого же военного переворота. В этой стране все время были какие-то военные перевороты. Единственная попытка создания там демократических институтов была при Хасане-ат-Тураби, но аль-Башир это быстренько пресек и Тураби долгие годы сидел под домашним арестом и умер в 2016 году. А сейчас аль-Башир просто устарел, поэтому его решили заменить.
В этой стране очень сильны мусульманские движения, вне мусульманских движений там просто нет ничего. Весь Судан пронизан суфийскими орденами, которые часто совпадают с племенными объединениями и вне их влияния там просто ничего нет. Есть еще христиане - коптская церковь,но их очень мало и они лояльны к любой власти, которая бы только ни пришла. Но на политику эти суфийские ордена влияли при Тураби - старцы, учителя, шейхи. А когда аль-Башир предал Тураби и изолировал его по требованию Запада, то всё хорошо стало только у аль-Башира. Усилится ли теперь влияние этих орденов? Думаю, возможно - ведь и военные не из пробирок в казармах появляются, у них самих тоже есть родители, братья, другие родственники из суфийских орденов.
Александр Ткаченко, заведующий центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога РАН:
- Когда была "Арабская весна" я спустя какое-то время писал, что это и массовое протестное движение, и "смута" - есть и такое выражение в арабском языке, это и военный переворот и революция одновременно. Можно найти признаки всех этих социально-политических явлений. В случае с Суданом окончательные выводы делать рановато, но тоже можно найти признаки всего. Огромное недовольство, военный переворот - об этом с самого начала говорили,но и аль-Башир тоже ведь военный и тоже приходил к власти путем переворота.
Дело тут не столько в дефинициях сколько в том, что сошлись глубинные негативные тенденции, развивавшиеся долгие годы, пока аль-Башир был у власти. Шло накопление нерешенных социально-политических проблем, а вовремя нерешенные проблемы, как оказывается, и это показывает история, все равно "аукаются" потом. Нарастал снежный ком событийных явлений, в основе которого лежат достаточно фундаментальные вещи - характер власти, она авторитарная. Это автаркия - аль-Башир практически не появлялся за пределами Судана, на нем "висел" ордер на арест, выданный Международным судом. Это ухудшающееся экономическое положение - страна богатая природными ресурсами отличалась низким уровнем жизни, высокой инфляцией и прочее. Ну и авторитарный лидер держался за власть.
После беспрецедентно длительных акций протеста, которые продолжались в столице страны Хартуме с середины декабря в конце-концов власть не выдержала напора и военные решили сменить главу режима и видных фигур, на которых опирался аль-Башир.
Что будет дальше? Любые параллели - с Кемалем Ататюрком ли в Турции или с другими военными лидерами на Востоке, они, конечно, могут быть, но довольно относительны. Судан в значительной степени исламизирован, у них даже такой известный теолог и идеолог исламизма как Тураби был теневым правителем, который очень сильно влиял на начавшуюся тогда исламизацию внутриполитического да и внешнеполитического курса Судана. Да и в истории были исламские деятели, которые или правили политический курс или напрямую руководили страной. Но были в Судане и светские партии,и профсоюзы - не то чтобы европейского типа, но очень близко к этому. Был парламент, где шла политическая борьба. В ней принимали участие и крупные, пользовавшиеся поддержкой, партии исламского толка. Но в любом случае Судан не скатывался никогда к крайнему курсу, который был характерен для ряда ближневосточных и средневосточных стран.
Теперь в условиях крайнего недовольства из-за экономических проблем, которые накапливались десятилетиями, исламисты могут сделать на это ставку и если не взять бразды правления у военных и повести страну единолично, что, понятное дело, сложно, то как минимум сильно повлиять на принимаемые решения. А в будущем ничего нельзя исключать - все-таки это мусульманская страна и ислам там местного толка, много не то чтобы экстремистов, но радикальных исламистов.
У России там каких-то серьезных интересов, сфер, куда вложили очень крупные средства нет. Есть, конечно, определенные вложения, простор для деятельности российских нефтегазовых компаний. Наши нефтяники и газовики в перспективе могут получить крупные контракты, а нефти в Судане много, она уже приносит стране до 10-12 млрд долларов в год. Суданцы в принципе заинтересованы, чтобы там работали российские нефтяники и газовики. Они там и работали, как и крупные западные нефтегазовые компании - европейские, американские, канадские.
Для наших там тоже есть простор для деятельности. Не хотелось бы, чтобы текущие события поставили крест на этих проектах, на помощи России в гелогоразведке - Судан, судя по всему, богатая страна в природном отношении, там целая кладовая полезных ископаемых, есть и золото и платина. Помимо этого - уникальные климатические условия - Судану в свое время предрекали роль самой большой продовольственной корзины Ближнего Востока. Эта страна может прокормить до 350 миллионов человек - немало! Но чтобы развернутся - нужна внутриполитическая стабильность, нужен нормальный курс, который был бы понятен и для политических кругов и для народа, нужны современные инструменты для политического руководст
Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО:
- Пока рискованно давать оценку происходящему как новому типу революций, когда на фоне массовых протестов происходит военный переворот. Еще неясно, какие последующие шаги будут делать пришедшие к власти военные. Ведь и Омар аль-Башир сам тоже военный, генерал. Соответственно, и его режим был военный, хотя и с разными вариациями. Было время, когда он увлекался сотрудничеством с разными исламскими организациями и против Судана США вводили санкции за поддержку террористических группировок. Обвинения были серьёзные.
То, что произошло сейчас - это часть широкого народного движения, ведь люди начали выходить наулицы суданских городов еще с конца прошлого года. Вначале с выражением своих социальных нужд, а потом появились и требования ухода аль-Башира и его режима в отставку. Власти пытались это локализировать с помощью полиции и сил безопасности, произошли столкновения, были погибшие. И армия вмешалась, как они сами говорят, чтобы прекратить происходящее насилие,остановить кровопролитие и надвигающуюся катастрофу страны. В итоге сместили президента, который, к слову, был избран - он же несколько раз избирался, хотя были и обвинения в нарушениях на выборах. У них есть многопартийная система.
Главное, в чем аль-Башира упрекают - что страна при его власти уменьшилась в размерах, от нее отпала южная часть, населенная в основном анимистами и христианами. Речь идет о том, чтобы не допустить дальнейшего распада, дробления страны, потому что есть горячая точка и на западе Судана, в Дарфуре, где армия воюет с местными племенами. Ну и социальные проблемы - потенциально Судан очень богатая страна, у него и сейчас после распада 15-е место в мире по площади, есть много месторождений полезных ископаемых.Часть их не до конца даже разведана, а это и месторождения нефти. По идее Судан мог бы стать и крупным сельскохозяйственным производителем для всего мира, но жизнь у них все что-то никак не выходит как хотелось бы.
Нынешний переворот в Судане не первый - там были путчи еще в советское время. Приходили к власти и левые силы, чуть ли не коммунисты. Долгие годы правил генерал Джафар Нимейри, который в конце правления начал сближаться с исламистами. Судан пережил много разворотов в политике, но при этом с самого начала независимости отношения с СССР а потом Россией развивались активно. И в сфере безопасности, и в военной, и в подготовке кадров, были совместные проекты в том числе нефтяные, геологоразведка, гидрология, строительство плотин и прочее и прочее и прочее.
Конечно,это сдерживалось атмосферой нестабильности в стране, но у нас нет с Суданом каких-то спорных вопросов. Тем более аль-Башир в прошлом году посещал Россию и, как говорят, даже предлагал какую-то базу для наших кораблей. В достаточной мере сотрудничество будет продолжаться,хотя и не достигнет таких многомиллиардных масштабов, как с Египтом - тут интересы более скромные, но я не думаю чтобы нынешний переворот отрицательно повлиял на наши отношения. Устоится там режим - все равно они сами поймут что заинтересованы в сотрудничестве с Россией.