Posted 11 апреля 2019, 07:06
Published 11 апреля 2019, 07:06
Modified 7 марта, 16:00
Updated 7 марта, 16:00
Один из лучших российских архитекторов, рьяный приверженец классики Михаил Филиппов дал чрезвычайно интересное интервью журналу «Элитное.ру», в котором весьма критически отозвался о современном градостроительстве.
О современной архитектуре
Современная архитектура основана на пяти принципах архитектуры Корбюзье. Их можно свести к одному: надо создать неустойчивую форму в устойчивых конструкциях. Получаются летящие, движущиеся дома-аэробусы, дома-корабли. Но это дизайн, это временное. Дизайн принципиально принимает некрасивое за красивое. Давайте сравним каравеллу Колумба и эстетику зданий Палладио. В них ничего общего! Потому что каравелла – это движимый предмет, а здания неподвижны. В те времена разницу между этими жанрами прекрасно понимали, а сейчас понимания уже нет. Это и говорит о безобразии и, самое главное, – о временности этих вещей.
За последние 50 лет, за исключением ряда памятников, не был капитально отреставрирован ни один модернистский дом. Эти дома просто сносят и делают новые! Даже нью-йоркские башни-близнецы и те не восстанавливают. Никому в голову не приходит восстановить их. Потому что это то же самое, что разглаживать утюгом пластиковый пакет.
О классике
То, что мы называем ордерной архитектурой или классикой, является единственно возможной формой архитектуры. Так же как человеческое тело является единственно возможной формой человеческого тела. Что бы ни произошло с модой, никогда не будут отрезать ухо, не будут заниматься членовредительством. Стандартная сексуальная красота человека всегда останется принципом любой моды и любой одежды. Одежда, которую мы носим, по своей природе не меняется с самых древнейших времен. Эта одежда подчеркивает красоту человеческого тела в тех формах, которые у неё есть. То же самое – с архитектурой.
О кризисе
Архитектура стала элементом потребительского общества. Но такой характер потребления не подходит для нее. У архитектуры другой срок жизни. Люди покупают квартиры и дома, чтобы оставить внукам. Посмотрите, до чего дошло, – средняя жизнь небоскрёба Нью-Йорка всего 20 лет! И проектировщик небоскрёбов обязан в составе проектной документации дать смету на снос здания.
Современная архитектура вылезла из самой себя, и из-за этого она безобразна!
И это одна из причин нынешнего кризиса. Недвижимость, которая во все времена оставалась основным фондом капиталовложений и основным залогом, сейчас не выполняет эту функцию. Современная недвижимость - это упаковочный дизайн, это мусор, который двигается из супермаркета на мусорную площадку.
Понимаете, то, что мы производим – это мусор! Ни один дом XIX века не будут сносить, их будут реставрировать, переделывать. Зато ни один дом, построенный во второй половине XX века, не будут реставрировать. Их будут ломать, выкидывать как мусор, засорять землю. А большего ущерба для экологии, чем снос дома, представить себе нельзя!
Об экономике
Принято считать, что неоклассика за счёт декора намного дороже современной архитектуры. Это не так. Неоклассические здания можно строить даже в сравнительно небольших бюджетах. Надо просто искать подходящие решения. Например, в проекте «Маршал» мы в качестве облицовки здания применили недорогую тротуарную плитку, нарезанную и уложенную специальным образом. В итоге здание, где есть даже социальные квартиры, выглядит весьма прилично при ограниченном бюджете. Но сегодня важнее, что неоклассика продается быстрее, чем дом современной архитектуры. Это аксиома, это знает любой риэлтор. В том же проекте «Маршал» всего за три месяца было продано более полутысячи квартир.
О красоте
Во второй половине ХХ века в мире построено в несколько десятков раз больше, чем за предыдущую историю человечества. Но парадокс, ни один новый город не может конкурировать даже с самым второстепенным историческим городом Европы. Не может и всё. Почему?
Я много анализировал градостроительные планы городов, которые мне нравятся, и понял, что у них есть общая черта. Там новые структуры, как правило, являются повторением каких-то старых, огромных римских сооружений. Вот, например, римская Пьяцца Република является частью терм Диоклетиана. И это накладывается ещё на структуру какого-нибудь огромного там цирка и так далее. В Риме эти наслоения считываются. Пьяцца Навона накладывается на древний цирк Агона, где были гонки лошадей. Получаются наслоения структур, наложения разных времён.
Для того, чтобы город был красив, необязательно, чтобы все дома были старые. Посмотрите, на Пьяцца Навона. Ни одного древнего камня вы не увидите. Там работает градостроительная структура, работают опечатки времени. Людям, которые гуляют по Пьяцца Навона, просто там нравится быть. Там хорошо и комфортно. Историческая форма сама по себе работает.
Города красивы в первую очередь градостроительной красотой, и уже потом красотой архитектурной. Современная архитектура может быть сколь угодно остра и интересна, но градостроительной красоты в ней нет!