Posted 9 апреля 2019, 14:01
Published 9 апреля 2019, 14:01
Modified 7 марта, 16:02
Updated 7 марта, 16:02
Людмила Бутузова
До 2011 года в столице ежегодно сдавалось от силы по две-три станции метро, сооружение каждой новой станции всегда было событием. В последние восемь лет подземка строится ошеломляющими темпами. В прошлому году, например, введено в строй 17 станций! В планах 2019-го — ввод еще 10… Новая ветка метро прокладывается в деревню Коммунарка (в перспективе - до Троицка) через Юго-Западный округ. Часть Москвы стоит на ушах: ещё одна линия, строящаяся для удобства Новой Москвы и втиснутая во дворы жилых кварталов, будет не благом, а большой проблемой для нескольких тысяч "старых" москвичей.
Одними из первых, ещё перед новым годом, тревогу забили активисты Академического и Ломоносовского районов. По словам жителей, во дворах домов по Ленинскому проспекту и улице Дмитрия Ульянова появились буровые установки, производился забор грунта, на вопросы жителей рабочие отвечали, что здесь будет метро и они проводят работы в рамках проекта. Почему проект делался втайне от жителей, почему не проводились публичные слушания и почему у отцов города надо вытягивать клещами хоть какое-то объяснение их конспиративных действий? Прокуратура тут не помощник – на обращение жителей она, как правило, транслирует то, что ей доложили в ведомстве Марата Хуснуллина. А оттуда вплоть до конца марта поступали сведения, что никакого проекта не существует, воду мутят противники преобразований Москвы.
Между тем гагаринцы выяснили, что уже заключён контракт на строительство подземки в «старой Москве» стоимостью более тридцати миллиардов рублей. Начинаться ветка будет недалеко от центра города, по диагонали пойдет через Юго-Западный округ, а закончится – на 45-м километре Калужского шоссе, в селе Красная Пахра, сразу за Троицком. Под транспортно-пересадочный узел новой ветки планируют вырубить сквер у станции "Академическая", а в целом минимум три года на улицах Юго-Западного округа будут вестись строительные работы, сопровождающиеся шумом, грязью и дополнительными пробками. Эти районы плотно застроены, жители опасаются, что при строительстве Коммунарской ветки дома и дороги пойдут трещинами: такое сейчас происходит на юго-востоке Москвы.
По данным муниципального депутата Нодари Хананашвили, в ходе строительства может быть расселено несколько многоэтажек, где только что закончился дорогостоящий капитальный ремонт, а дома будут снесены: "Нет никакой концепции. Где можно познакомиться с текстом, где раскрывается идея, ради которой завтра начнут бурить и прокладывать? На основании чего делаются огромные расходы. Общие расходы на строительство ветки составят до 120 миллиардов рублей. Нет технической документации, которая показывает, как транспортные потоки выстраиваются сейчас, как они изменятся. Крепнет подозрение, что они просто нарисовали линию по диагонали прямо по жилой застройке. Как им показалось удобно».
Версия неожиданно нашла подтверждение на присоединённых территориях. Жителей Коммунарки и Троицка никак не назовешь противниками метро, они спят и видят, когда наступит день, позволяющий им добираться из своих густо застроенных конубрей до центра Москвы за час, а не за три, как сейчас. Но у всех на языке вопрос: зачем ветку метро из Новой Москвы тянуть почти в центр города, до Московского центрального кольца, когда станция "Теплый стан" всего в двадцати километрах от Троицка? Владимир Свириденков из организации "Город и транспорт" рассказал Радио Свобода, что такой вариант рассматривался на стадии предпроектных работ. Но Калужско-Рижская ветка метро, на которой находится "Теплый стан", и так перегружена, а учитывая активно ведущееся жилищное строительство в Новой Москве, проект Коммунарской ветки призван «разгрузить» Калужско-Рижскую.
- И создать ад в другом месте, - считает член Рабочей группы Госдумы Константин Киршенин. – К примеру, после постройки Академической-2 эта станция по предлагаемому проекту должна стать самой загруженной в Москве - 230 тысяч пассажиров в день. По данным сайта metro-msk.ru на данный момент самой загруженной станцией является «Выхино» - 151,5 тысяч пассажиров в сутки, а нынешняя Академическая - для понимания масштаба цифр - 47,7 тысяч. Цифра в 230 тысяч в сутки, конечно, просто дикая. Но и по остальным станциям этой линии цифры не лучше: «Улица Строителей» аж 90 тысяч без всяких пересадок, «Севастопольский проспект» - 150 тысяч... Вровень с Выхиным... И ведь это, граждане, реальные цифры, учитывая темпы и планы застройки Новой Москвы: изначально, в 2012 году, там было менее 250 тысяч жителей, в 2017 официально 320 тысяч, в 2035 планируется больше миллиона, а по Генплану - больше 1,5 миллионов. Тем более, что Коммунарская линия планируется к продлению в обе стороны - в Троицк и в другую - вдоль МЦК до ЗИЛа и дальше до соединения с Некрасовской на «Нижегородской», что тоже серьёзно увеличит пассажиропоток. В результате Академический район окажется между двух огней и в полном транспортном катаклизме. По сути, пересылкой из Новой Москвы и ЗИЛа, хуже той же Комсомольской с тремя вокзалами и пресловутого Выхина. При этом не получая взамен вообще ничего. Одни жирные минусы и ни одного плюсика...
Сейчас фактически остался последний шанс этому противостоять, дав бой на публичных слушаниях. Иначе АД ждёт весь район, вместе с соседними.
Удивительно, но сколько мэрия не отнекивалась, что никакого проекта нет, граждане добились проведения публичных слушаний в своих районах. Помогли, похоже, тысячи жалоб в прокуратуру и Администрацию Президента. Мэрия смилостивилась и в конце марта дала слушаниям «добро». С 6 апреля экспозиции будущей подземки демонстрируются в управах 6 районов ЮЗАО (Гагаринский, Академический, Котловка, Ломоносовский, Обручевский, Проспект Вернадского) и двух ЮАО - Донской, Нагорный. На подготовку к публичным обсуждениям, как водится, пять-шесть дней, и обсуждать дозволено только тот участок ветки, который затрагивает твой район.
- Затрагивать ветку в целом - «не вашего ума дело» - так мне заявили в управе Обручевского района, когда я пыталась выяснить элементарные параметры: загрузку линии в час пик и глубину залегания метро на всем протяжении – от центра до Коммунарки, - рассказала «НИ» рядовая жительница района Наталья Морозова. - А я ведь в принципе не против метро, всего лишь хотела, чтобы дали побольше жизненно важной информации, а не так, как сейчас принято: сначала одобряйте, а потом увидите, что из этого получится».
Если уж с рядовыми и лояльными не церемонятся, то крикунов-активистов в управах разве что тряпками не разгоняют.
- В Донском районе жители создали группу общественного контроля, и сегодня мы в составе 6 человек – исключительно жителей Донского района прибыли на место проведения экспозиции по адресу: Загородное шоссе 9 корп. 1, - отчитывается в ФБ юрист Клим Лихачев. - Нашей целью было выявление нарушений порядка проведения ПС, фиксация нарушений, составление акта, обращений в органы надзора и правопорядка для защиты и восстановления прав жителей Донского района на благоприятную среду. Первое, что увидели, «дикую массовку», рявкающую на жителей. Можно только догадываться для чего они здесь. Когда мы взяли журнал в свои руки для проверки, сотрудники экспозиции попытались его выхватить, бабушка – общественный советник завопила, что хочет прямо сейчас, вот срочно оставить своё бесценное мнение, но я ей не даю этого сделать, а другой общественный советник стал вызывать полицию – его персональные данные в опасности, кричал он! Мы сразу выявили пробную карусель – на ПС Донского проголосовал «ЗА МЕТРО» житель Академического района, указав свой адрес проживания в Академическом районе. Почему это допустили сотрудники на экспозиции, догадаться не сложно.
Приехавшая полиция встала на нашу сторону и зафиксировала нарушение. Будем настаивать, чтобы выявленная карусель стала поводом для проверки всех отзывов в книге учета мнений по указанному проекту планировки.
«Соседи, - обращается к жителям Гагаринского района гражданская активистка Юля Кучумова: Ко мне со всех концов приходит информация, что ВСЕХ бюджетников в районе обязали оставить отзывы "за метро". Т.е все школы, больницы, поликлиники, жилищники, соцзащита и прочие пойдут оставлять свои "ЗА". Не оставайтесь в стороне, оставьте свой отзыв, пока еще не поздно!»
Нет сомнения, что свою лепту москвичи внесут. Драчка будет. Но при всем уважении к флешмобам, пикетам и публичным слушаниям их исход очевиден: ненавистное метро «Коммунарская» будет. Может быть, в чуть подкорректированном виде – не совсем уж на головах у жителей, на пару метров отступят, но возьмут реванш в следующий раз . Потому что застроенным окраинам и людям, которые туда понабились как сельди в бочки, надо ехать, а не стоять в многочасовых пробках из любви к Москве.
Но вот на какую штуку обращает внимание известный градозащитник Алексей Денисов: «Расширение метро, продление веток, постройка МЦК и "московских диаметров" не улучшит ситуацию с транспортом в городе, т.к. все выходы метро господин Хуснуллин забивает новой уплотнительной застройкой, транспортно-пересадочными узлами с торговыми центрами, апартаментами и коммерческой недвижимостью. Чем дальше, тем будет только хуже. Давка будет везде, ибо "мАсква уже давно не резиновая". Сколько хорд ни сделай, сколько веток ни проложи, мы будем давиться в этом котле. Нужен законодательный акт на прекращение уплотнения и расширения Москвы».
Нужен. Надо искать законодателей, которые на это решатся.