Ирина Мишина
Всё началось с телевизионного сюжета на одном из федеральных телеканалов. Губернатор Московской области Андрей Воробьёв во время встречи с главой правительства Дмитрием Медведевым сетовал, что постоянная пробка в Щёлково при въезде в Москву настоятельно ставит вопрос о строительстве дублёра. Вскоре появился проект постановления Правительства РФ, в котором, в частности, говорилось:
"Принять предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о расширении территории национального парка «Лосиный остров» за счёт отнесения к его территории земельных участков из состава земель лесного фонда и иных категорий общей площадью 1851,41 гектара в административных границах Московской области".
Казалось бы, радостная новость: территория национального парка расширяется. Но за красивой вывеской скрывалось нечто иное. На самом деле, строительство дублёра подразумевало привлечение дополнительных территорий за счёт их изъятия у национального парка "Лосиный остров", который, как известно, относится к числу «особо охраняемых природных территорий». Тут хотелось бы остановиться и напомнить: согласно ФЗ-33 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых территориях» запрещено изъятие любых участков из состава национальных парков.
21 марта Минприроды направило документ на согласование в Минфин, Минэкономики, Минтранс, Минобороны, Рослесхоз, правительство Московской области и другие ведомства. Минприроды просит согласовать проект «в возможно короткий срок». Из состава национального парка исключается 140 га территории (включая 54 га, занятых лесными насаждениями) «в целях обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области» — строительства 19-километрвого дублёра Щелковского шоссе. Этим же проектом к национальному парку присоединяется более 1,8 тыс. га подмосковных лесов, входящих сейчас в Монинское и Горенское лесничества. У авторов этого проекта железная логика: «Нет, ну мы же расширяем "Лосиный остров", присоединяя участки других лесничеств!». На самом деле, если взглянуть на карту, не трудно заметить, что «присоединяемые земли» находятся на приличном удалении от Лосиного острова.
«Вырубка 140-а га леса не погубит людей. Она может погубить зверей", - рассказывает биолог, документалист Евгений Шмуклер. – "Насколько можно понять по планам, которые я видел, хотят вырубить кусок леса за МКАДом. Все звери оттуда уйдут, когда начнётся шум. Погибнут звери, живущие под землей. Это самые многочисленные обитатели леса - мыши-полёвки, землеройки, кроты. Сторонники этого проекта уверяют, что отчуждается маленький кусок леса. На самом деле ущерб здесь в том, что нарушается жизненное пространство, которое было неизменным лет семьдесят. Людям кажется, что животные свободны и гуляют сами по себе. Это заблуждение. Звери ходят по лесу по маршрутам, которые выстраиваются в течение жизни не одного поколения. Если я натыкаюсь, например, в лесу на лося, он уносится от меня на огромной скорости и при этом не врезается в деревья, хотя зрение у лосей очень слабое. Просто он знает свой маршрут. Если вблизи леса идёт дорога, это значит, что приграничная часть леса становится необитаемой для многих видов животных из-за шума и выхлопных газов. Они просто не смогут там жить».
Дублер на Щёлковском – не решение проблемы.
«Вопрос о расширении Щёлковского шоссе, одного из самых перегруженных в Москве, обсуждался давно. Предлагались разные варианты - от строительства тоннеля до выкупа участков вдоль шоссе в деревне Щитниково. Этот населённый пункт, кстати, входит в границы национального парка "Лосиный остров". Однако, возник вопрос: куда переселять людей? Оказалось, что некуда. Находящийся неподалеку микрорайон «Янтарный» был полностью заселён. За водоканалом тоже все застроено. На самом деле, проблема дублера ничего не решает: если бы не было массовой застройки, не было бы и транспортного коллапса», - считает председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного отделения Русского географического общества Антон Хлынов. – Проблему можно было бы решить иначе: построить подземный туннель, как в районе Серебряного бора, обойти "Лосиный остров", поднять машины на эстакаду. Одним словом, вложить ещё денег и сохранить национальное достояние – "Лосиный остров».
«Это дурная бесконечность борьбы с пробками, когда не систему выстраивают, а думают, что спасение наступит от того, что проведут очередную магистраль и всё будет хорошо. Не будет хорошо, потому что нужна система. Пусть нам сначала скажут, как будет выглядеть вся транспортная система. Почему мы не знаем, какая цель конечная, как будут сообщаться все эти транспортные сосуды, как они будут сочетаться с ЦКАДом, когда там всё будет достроено, как это всё будет выглядеть. Но нам этого не предлагают, просто говорят – прорубим дублёр и всё будет хорошо. Не будет. Мы по Москве это знаем, когда строят гигантскую хорду, а в результате пробок становится ещё больше», - считает руководитель Центра антикоррупционной политики, член федерального политического комитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
Одним словом, проблему можно было бы решить иначе. Однако, этого делать не захотели.
Бизнес на природе
Краткая справка: на территории национального парка Лосиный остров обитают около 50 лосей, из них 15-18 в черте Москвы. Пятнистых оленей в парке около 150 особей. Двадцать особей были завезены с Дальнего Востока ещё в 70-х годах. Их стадо размножилось, сегодня его численность достигла предела. Что будет с этим стадом? Как будет обеспечен переход зверей из одних участков в другие?
Мы попытались выяснить этот вопрос у директора национального парка "Лосиный остров" Игоря Сарафанова, но на наши простые вопросы – об альтернативах дублёру, об ущербе, который понесёт Лосиный остров, отвечать не захотели. Однако, мы обратились к директору заповедника с официальным запросом на этот счёт. Самым разговорчивым и неравнодушным человеком в "Лосином острове" оказался охранник, который сообщил, что директор редко бывает у себя, но у него есть заместители, которые в курсе всех вопросов, а также о том, что от территории Лосиного острова начали «отрезать» куски земли ещё раньше. Это подтверждают и местные активисты. «Примерно год назад я была на совещании в дирекции "Лосиного острова". Обсуждали вопрос о том, как получить бюджетное финансирование под благоустройство парка. Вы думаете, они обсуждали, как тропы расчистить, как убрать сухие деревья, бурелом, как обустроить тропиночную сеть? Нет, дирекция предлагала построить на территории "Лосиного острова" парк аттракционов, наладить продажу еды… До этого кусок земли у "Лосиного острова" «откусил» рынок «Садовод» в Гольяново, на Ярославском шоссе при входе в парк построили бревенчатые летние домики для туристов, в которых сейчас бомжи живут», - рассказывает местный активист Ольга Моисеева.
Национальный парк, в котором обитают редкие породы животных, растащенный и раздробленный на разные участки – это нонсенс. «Это все равно, что снести в Кремле Боровицкую башню и компенсировать это присоединением целого микрорайона вроде Жулебино», - считает биолог, документалист Евгений Шмуклер. –«Я не зря провёл параллель с Кремлём: "Лосиный остров" как заповедная зона существует с 16-17 века, там ещё царь Иван Грозный на медведя ходил. В "Лосином острове" сохранились древние курганы вятичей, которые на 2 века старше Москвы. На этом фото – курган древних вятичей, это часть мировой истории. Где гарантия, что по этой территории не пройдет дублёр?».
«Я считаю огромной потерей вырубку более 100 гектаров Алексеевской рощи. Это объект культурного значения, уникальный природно-исторический объект. К сожалению, роща по плану попадает в зону вырубки, и это невосполнимый ущерб для истории, для нашей культуры», - считает председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного отделения Русского географического общества Антон Хлынов.
Неопознанный объект на карте строительства дублера.
В распоряжение нашей редакции попал документ, который показывает план изъятия участка у "Лосиного острова" при строительстве дублёра.
«Анализ приведённого каталога координат «изменяемых» границ национального парка показал, что из территории парка планируется исключить как минимум ещё один участок – у Ярославского шоссе, площадью около 30 га, где в настоящее время компанией «Ташир» ведётся строительство торгового центра "РИО". О незаконности этой стройки неоднократно заявляли активисты ОНФ, однако решение всё равно пытаются продавить теперь вот «подложив» каталог координат с «нужным» изменением границ на стол премьер-министру. Самое главное, что всё это делается с подачи самого Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» - рассказывает председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного отделения Русского географического общества Антон Хлынов.
Сергей Митрохин уже направлял генеральному прокурору Юрию Чайке письмо о том, что в природоохранной зоне строительство предположительно осуществляется компанией, совладельцем которой является сын генпрокурора РФ. «Сообщил о грубом попрании природного законодательства, потребовал, естественно, остановить стройку, а в конце сделал такую приписку: «Обращаю ваше внимание на то, что 27% уставного капитала ООО "Георесурс" принадлежат вашему сыну Артему Юрьевичу Чайке. В этой связи в настоящем деле необходимо принять меры к предотвращению возможного конфликта интересов в соответствии с ч. 3 ст. 40.2 ФЗ ‚О прокуратуре РФ‘, — заявил Сергей Митрохин.
Аналогичные письма он направил в Минприроды и Росприроднадзор. Митрохин также подтверждает, что строительная компания под щитом «Георесурс» ведёт сейчас в охранной зоне "Лосиного острова" строительство торгового центра "РИО". Однако, в ответе Прокуратуры РФ на заявление Митрохина было указано: «В настоящее время подготовительные земельные и иные работы на участке не ведутся. Учитывая изложенное, достаточных оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется».
«Жульническое отрезание куска земли от Лосиного острова для строительства ТЦ я назвал бы «аферой века». Ведь в пояснительной записке к проекту об этом нет ни слова! Но объект тем не менее строится. Строительство дублёра – это правовая глупость. А вот строительство ТЦ на месте национального парка – это уже афёра», - считает председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного географического общества Антон Хлынов.
Границы знать надо!
Пока проект постановления правительства с интригующим названием «О расширении территории национального парка "Лосиный остров" только вынесен на обсуждение. Но это обсуждение уже обросло исковыми заявлениями, скандальными разоблачениями и жалобами. Так, на change.org появилась петиция «Требуем сохранить границы национального парка "Лосиный остров", которая собрала уже почти 100 тысяч подписей. В ней, в частности, говорится: «Отчуждение любой части Природного Национального Парка «Лосиный остров» причиняет ущерб национальному достоянию России. Изменение границ ПНП «Лосиный остров» представляется как единственный способ решения транспортных проблем вокруг Щёлковского шоссе заинтересованными… лицами».
Массовая петиция от защитников "Лосиного острова" появилась и в социальной сети Фэйсбук. Её сторонники пишут: «Мы, жители прилегающих к национальному парку "Лосиный остров" территорий, требуем скорейшего решения транспортной проблемы законными способами! Мы требуем современную автостраду с тоннелями, эстакадами, линией скоростного трамвая и зелёными защитными полосами в том месте, где сейчас находится Щёлковское шоссе!».
Местные активисты , насколько нам известно, готовят жалобы в международные организации, поскольку "Лосиный остров" – это ещё и часть мировой культуры.
На самом деле, в этом вопросе, на мой взгляд, нужна прагматика , хозяйственность и соблюдение законов. Как нам сообщили местные активисты Балашихи, не исключено, что строительство дублёра на Щелковском шоссе – только начало «перекройки» прилежащих земель "Лосиного острова". «Реконструкция Щелковского шоссе – это только одна из масштабных строек, угрожающих национальному парку. В ближайшее время на землях, которые в настоящее время принадлежат национальному парку или находятся в его охранной зоне, планируют строить Северо-восточную хорду, возможно - трассу из Гольяново в Метрогородок вдоль ЛЭП, жилой комплекс по ул. Вешних вод, ТРК «Абрамцево», торговый комплекс близ поселка «Дружба», жилой комплекс на Открытом шоссе, и множество других зданий и сооружений», - сообщила местный активист Ольга Моисеева.
Борис Филиппов в Фэйсбуке комментирует сложившуюся ситуацию так: « Война за "Лосиный остров" разворачивается на двух фронтах — Московском и Подмосковном и идёт с переменным успехом. Подмосковный фронт открылся совсем недавно в связи с планами правительства РФ подорвать экосистему "Лосиного острова" дублёром Щелковского шоссе. Вопросы к "Подмосковному фронту": Почему дирекция "Лосиного острова" маркирует границу охранной зоны только в московской части национального парка, а в подмосковной — нет?»
Ответ оказался прост. Этих границ до последнего времени вообще не было! «Мы в Москве достаточно успешно боремся с застройкой охранной зоны "Лосиного острова". На Ярославском шоссе, улица Вешних вод. После наших активных действий прокуратура признала, что охранная зона существует и дирекция "Лосиного острова" приступила к демаркации этой границы охранной зоны. Есть граница самого парка, а есть 150 метров границы охранной зоны. Если это – охранная зона, там нельзя строить. Московские чиновники считали, что нет никакой границы и разрешили там строительство. А мы добились того, что московская прокуратура признала охранную зону. А почему в областной части она не проводится? Я подозреваю, что она не проводится как раз в связи со строительством, которое ведёт сын Чайки. Плюс планы по строительству дублёра», - заявил «НИ» Сергей Митрохин.
Все очень просто: границы природоохранной зоны в Подмосковье разом похоронят массу коммерческих проектов. А они, эти проекты, для подмосковных чиновников, видимо, куда важнее, чем национальное достояние.