Posted 3 апреля 2019, 13:18
Published 3 апреля 2019, 13:18
Modified 7 марта, 16:08
Updated 7 марта, 16:08
В конце марта некоторые СМИ с некоторой стыдливостью сообщили о том, что в Москве открылся Музей истории проституции. В самом центре, на Старом Арбате. И что немаловажно, в помещении бывшего общественного туалета.
Ирина Зиганшина
К этой новости не знаешь, как и относиться. С одной стороны, о какой истории может идти речь в трех комнатушках? Абсурд. С другой, само название музея – уже гарантирует его популярность: вряд ли какой мужчина (да и женщина) откажет себе в сомнительном, но все же удовольствии зайти туда. Но на самом деле, это конечно же никакой не «музей истории проституции», а самый обыкновенный арт-объект. И автор его не музейшик и не собиратель, и не историк, а художник Валерий Переверзев.
Благо билет дешевый – всего 50 рублей, а если с экскурсоводом – то 100. В одной комантушке воспроизведен будуар продажной женщины, где она переодевалась и приводила себя в надлежащий для своей профессии вид перед выходом к клиентам. Интерьер другой комнаты, судя по креслу, изображает гостиную, в которой даму ожидает клиент. В третьем закутке – туалет.
Не успел музей открыться, как не заставила себя ждать негативная реакция от местных жителей. По свидетельству основателя, он успел уже оскорбить чувства мусульман, которые устроили акцию протеста и требуют, чтобы этот бордель немедленно закрылся. Хотя непонятно, что их оскорбило, ведь у музея даже нет вывески.
Скорее всего, Переверзев просто решил немного поиграть со смыслами, ведь совсем недавно в том же месте работал его же Музей пыток и телесных наказаний. Вот как он сам оценивает свое новое творение:
«Музею истории проституции место только в сортире. Здесь должно быть гадко и противно. Ведь проституция – это грязь, опустошение, криминал. Если человек, вдохновленный романтизмом фильмов "Красотка", "Малена" и "Интердевочка", решает "повеселиться", то он должен быть готов к внутреннему опустошению, не говоря уже о проблемах со здоровьем».
По стенам комнат развешены «экспонаты», которые можно не только рассматривать, но и ощупывать. Главный из низ – это половая тряпка в роскошной раме, как намёк на грязь и мерзость древнейшей профессии. Повсюду фотографии голых девушек, кадры из фильмов, предметы гардероба и обихода жриц любви: бюстгальтеры, кружевные чулки с подвязками, бархатные шлепанцы с пуховками, яркие помады, флаконы сладких духов, упаковки презервативов, валюта и прочие атрибуты...
Это, конечно же, никакой не музей, а скорее один из уголков публичного дома.
Кстати, эту особенность очень точно отметила известная блюстительница отечественных нравов, депутат Госдумы Елена Драпеко, которая напомнила, что по российскому законодательству музеем может быть только то учреждение, экспонаты которого зарегистрированы в музейном фонде России, а экспонаты нового музея на Арбате «вряд ли кто- то регистрировал»:
«Это трудно назвать культурной институцией. Потому что на самом деле, это к культуре-то какое имеет отношение? Это имеет отношение, возможно, к истории, может быть к санитарии, медицине, но не культуре, – приводит слова депутата РИА «Новости». - Это типа музея шоколада, где выставлены шоколадки разного вида, и они говорят, что это музей, а это не музей...»
А вот что написала блогер Ася Шихова, одна из первых, хотя и по чистой случайности, посетившая это странное место:
«Мы открываем дверь и спускаемся по лестнице. Нас встречает экскурсовод - женщина средних лет с лицом учительницы: строгий взгляд, белоснежный свитер, крашенные под блондинку волосы до плеч. Она проверяет наши паспорта.
Музей занимает помещение бывшего туалета. На стенах - всевозможные фотографии, плакаты, книги. Есть предметы одежды и даже косметики.
Моё внимание привлекает коробка с изуродованными телами кукол. В красном свете они выглядят ещё более жутко.
К нам подходит экскурсовод и объясняет смысл инсталляции. Именно так ломается жизнь проститутки. Многие думают, что жизнь проституток легка и приятна, но это не так. Проституция приносит наркотики и болезни, проституток избивают, калечат и даже убивают. Часто женщин вовлекают в это силой или обманом. “Мы против проституции”,- говорит эта милая дама.- “Проституция - это прежде всего неуважение к себе, к своему телу”. “Секс - это продолжение рода”. “Каждая хочет выйти замуж, родить детей”.
Я разглядываю документы под стеклом. Экскурсовод подходит и начинает рассказывать. Оказывается, в Царской России вели строгий учет проституток. Их заставляли проходить регулярные медосмотры, запрещали менять место жительства без специального разрешения.
“Зато мальчики и девочки учились раздельно, была забота о нравственности”. “Проституция была чем-то стыдным”. “Таких людей не пускали в приличные дома”.
Я делаю еще пару фотографий, благодарю и ухожу. Тут должна быть пафосная концовка. Но её не будет. После музея у меня осталось неприятное впечатление. Я не хочу больше об этом говорить...»
Как видим, никакого музея нет и в помине. Так называемый «экскурсовод» отделывается общими фразами про «историю проституции», при этом явно пытаясь внушить отвращение (помните слова Переверзева про туалет?) к этому роду деятельности.
Между тем, если бы это был действительно музей, его служители бы непременно бы объяснили, что в царской России не только вели учет проституток, а эта профессия была официальной и ее представительницы регулярно проходили медосмотры и стояли на учете в полиции. Существует даже статистика тех времен. К примеру, перед Великим постом число походов к проституткам возрастало. Проституток наказывали, если они принимали у себя кадетов.
Наряду с легальной, существовала и подпольная проституция, в которой разумеется никаких осмотров не было...
Кстати по поводу свободы передвижения. В царской России не только проститутки, но обычные женщины не имели права самостоятельно ездить по стране, им тоже требовалось разрешение – отца или мужа. К примеру, знаменитый русский математик Софья Ковалевская для того, чтобы получить образование за границей, вынуждена была выйти замуж, поскольку отец был против ее отъезда.
Проституцию в России запретили только при коммунистах, причем, если сначала их признали жертвами царского режима, то потом стали штрафовать и отправлять в лагеря.
Однако, ничего этого в Музее истории проституции не узнаешь. Просто потому что это не музей, а по меткому замечанию блогера Маши Павловой – место, в котором из институционализированного насилия делают хайп...
Музей же истории проституции в настоящем значении этого словосочетания стало бы действительно интересной и крайне полезной историко-культурной институцией, если бы у кого-нибудь нашлись знания и деньги ее учредить.