Помолись... камере! Будет ли у нас тотальный видеоконтроль в храмах

3 апреля 2019, 09:52
К Православным праздникам все готовятся по-разному. Кто-то думает о Душе, а вот в ФСБ, судя по всему, решили позаботиться о том, чтобы в ряды верующих не проникли враги - бандиты, хулиганы, террористы и прочие. Однако методы борьбы за безопасность верующих понравились не всем верующим.

Ирина Мишина

Некоторое время назад на Федеральном портале проектов нормативных актов появился документ с витиеватым названием «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов религиозных организаций». Проект этого документа был подготовлен ФСБ РФ еще 29.12.18г. (ID проекта 04/12/12-18/00087460). Речь шла о внедрении в храмы и монастыри Русской Православной Церкви Московского Патриархата системы видеозаписи, распознания и сканирования лиц верующих, установлении рамок металлодетекторов, тревожных кнопок, создании постов охранников и прочих мерах безопасности. Система видеонаблюдения должна была обеспечить распознание лица человека и чтение номера автомобиля в любое время суток.

Это значит, что каждый входящий в храм будем креститься не на лики Христа и святых, а ... на глазок видеокамеры, которая тут же и все твои паспортные данные распознает.

Корреспондент "НИ" зашла на Федеральный портал проектов нормативных актов, чтобы подробнее ознакомиться с этим документом, но… документ исчез. Однако, несмотря на это его успели скопировать и растиражировать в социальных сетях, а также на православных сайтах. Вот, например, выдержка из документа, которой делится портал «Православная Россия. Москва»: «В пунктах 34-37 уточняются меры из «комплекса мероприятий». К ним, в частности, относятся:

- Периодический (не реже 3 раз в сутки) обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта…

– оборудование системой видеонаблюдения, обеспечивающей, в том числе контроль за потенциально опасными участками и критическими элементами…

– оборудование кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) физической охраны…».

«Речь не шла о прослушивании на исповеди, не об отображении лиц духовников. В некоторых случаях это деликатный вопрос. Однако, угроза террористической опасности, вероятность нападения на храмы, особенно в православные праздники, вполне реальна. Мне, например, известно, что в прошлом году на Епархиальном соборе обсуждался этот вопрос с участием Патриарха. Однако, было высказано много сомнений и опасений верующих. В связи с этим принятие этого документа было отложено. Насколько мне известно, сейчас идут переговоры о реализации этого документа между ФСБ и юридическим отделом РПЦ», - рассказал «НИ» протоирей Всеволод Чаплин , настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот.

Сомнения не могли не возникнуть. Положения законопроекта, предложенного ФСБ, недвусмысленно напомнили советские годы, когда бдительные комсомольцы во время пасхальных богослужений вылавливали «несознательных» товарищей и подвергали их бескомпромиссному суду на собрания.

«Первые камеры видеонаблюдения как раз и были оборудованы у Троице-Сергиевой Лавры в середине 80-х годов . Это не радовало прихожан… Если говорить о видеонаблюдении в православных Храмах, то это тот случай, когда нам предлагают надеяться не на Бога, а на ФСБ. Однако, Патриарх, я думаю, одобрит любую инициативу спецслужб. Насчет прихожан сильно сомневаюсь. У верующих есть определенные права, но их хотят лишить и этого, дав понять, что у них есть только обязанности. А по-хорошему, вся эта история с металлоискателями, охраной, обходом стоянок и видеонаблюдением наводит на мысль о навязывании услуг. Уверен, что большинство православных прихожан не согласятся с этим. «Захожане» - тем более», - считает российский религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев.

В свете инициативы ФСБ не лишне вспомнить, что Церковь у нас по ст. 14 Конституции отделена от государства. Возникает логичный вопрос: тогда по какому праву государство вмешивается в дела верующих? При чем тут Росгвардия, охрана, ЧОПы, госзаказы и тендеры?

Есть и еще одно противоречие с Основным законом.

«Статья 24 Конституции РФ говорит о том, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается…». А согласно ст. 152.1 Гражданского Кодекса РФ «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии, а также видеозаписи…, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина…», - комментирует адвокат Любовь Гончарова.

«Без санкции прокурора прослушивание , насколько мне известно, незаконно, - добавляет протоирей Дмитрий Смирнов, возглавлявший до недавнего времени Синодальный отдел Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.- « До нас это , слава Богу, все еще не дошло, распоряжений от начальства не поступало. Не думаю, что исповедь станет предметом звуко или видеозаписи: это сведет ее смысл на «нет», - считает протоирей Смирнов.

У представителей силовых структур - свое мнение по поводу того, почему документ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности религиозных организаций …» до сих пор в полной мере не был воплощен.

«Когда я работал в ФСБ, то получал соответствующие санкции на прослушивание разговоров. Как это возможно в людном месте, куда люди пришли по сугубо личным причинам, без согласия этих людей, представить трудно.- говорит генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.- К тому же, коль скоро мы заговорили об антитеррористической деятельности, то с ней должны бороться профессионалы своими методами. Мы говорим о привлекательности для террористов большого скопления людей. Но предотвращать теракты в таких местах надо не прослушкой , а оперативными средствами. Я вам сейчас примерно обрисую, какие результаты будут от видеозаписи в церкви. Камера – это всего лишь инструмент, она ничего не даст без опытного сотрудника. А теперь представьте, что изображение с камеры, установленной в церкви, поступает в «околоток» - отделение ОВД, к дежурному какого-то спецотдела ФСБ , к примеру. Там сидит сонная дежурная, которая едва ли опознает опасного преступника или террориста. Что касается охранников и разного рода ЧОПов, то ни один ЧОП еще не решил у нас антитеррористическую задачу. Они и школьников-то с холодным оружием остановить на посту не могут! Но главный вопрос: кто за все это удовольствие с камерами , прослушкой и охранниками платить будет? Городской бюджет? Патриархия? ФСБ? Едва ли. Остается только взвалить все финансовое бремя на церковь. Да, есть богатые приходы. Не удивлюсь, если узнаю, что Храм Христа Спасителя, например, уже оснащен всей этой системой видео и звукозаписи, металлоискателями и охраной. Но вот недавно я подвозил в деревню настоятеля местного храма. Он ездил в город 10 тысяч в долг брать, чтобы за дрова расплатиться. Откуда он возьмет деньги на металлоискатели и ЧОП?!»

«Новые Известия» обратились за официальными разъяснениями по поводу проекта закона, подготовленного ФСБ, к председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиру Легойде. Однако Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, пообещав ответить оперативно, замолчал на несколько дней. В конце концов, от сотрудницы синодального отдела Ольги Кичаевой мы узнали, что проект документа ФСБ «изучает аналитический отдел». Тем временем, в открытом доступе без труда нашлось высказывание Патриарха Кирилла о системе тотального электронного контроля, в частности, за богослужением. Он назвал это «предвестием антихриста». Из этого как минимум следует, что Патриархия платить за видеокамеры, ЧОПы и металлоискатели в храмах не собирается.

Если все же логика ФСБ одержит верх , то верующие, видимо, должны будут уповать не на Бога и святых угодников, а на системы безопасности, построенные под руководством спецслужб. А они, как известно, всегда преследуют свои, вполне определенные цели.

Посткриптум

После публикации материала московский поэт Юрий Жуковский откликнулся своим стихотворным комментарием:

Всевидящее око Бога

Сканирует тебя всегда,

И в Храм проверена дорога –

Тропа духовного труда.

Три раза в сутки око камер

Читает книгу перемен,

Твой дух отслежен мастерами,

Следы предательств и измен

Ведут в объятья злого рока,

К расстрельным кирпичам стены,

Где бдит всевидящее око

Иуды, тьмы и Сатаны.

Они, работники всемирной

Несметной армии присмотра

Морзянкой времени пунктирной

Играют – это их работа.

Глаза их, речи – водянисты,

Чертей весёлая бригада

Готова встретить террориста,

Пронзённого глазами ада.

Твои интимные движенья

И сокровенная молитва

Не скроются от камер бденья

И глаза, острого, как бритва.

И в книге посещений Храма

Ты всякий раз отмечен будешь,

Вахтёр судьбы не знает срама,

Копаясь в ветре, зле и чуде.

Мотая видеоскрижали,

Всю душу вынут наизнанку,

И призванные небесами

Взлетят погоны, как подранки.

Юрий Жуковский

#Общество #Новости #Эксклюзив #Безопасность #Русская Православная Церковь (РПЦ) #Экстремизм и терроризм
Подпишитесь