Евгений КОЛЕСНИКОВ, Санкт-Петербург
При этом Российская академия наук переезд одобрила, мотивируя свое решение тем, что легендарная 180-летняя обсерватория технически не может работать рядом с жилыми домами. Якобы мешает «плохое» небо. Но уже в этом году оно станет еще более «плохим».
«Если астроклимат ухудшается от жилых домов, то зачем их строить?»
Пулковские высоты находятся между Петербургом и аэропортом «Пулково». Сама обсерватория, построенная еще при царе Николае I, расположена на площади в три квадратных километра. Вокруг этих трех километров – защитная зона еще в три «квадрата», в которой запрещено строить крупное жилье и промышленные объекты, и даже мелкие постройки по закону необходимо согласовывать с администрацией Пулковской обсерватории.
Однако на эти земли различные девелоперы претендовали еще с середины нулевых. Уж больно лакомый территориально объект. До аэропорта на машине ехать минут восемь, а вокруг открываются чудесные виды с холмов – на город и живописные поля. Помнится, еще в 2009 году при губернаторе Валентине Матвиенко как-то разом в петербургской прессе появились похожие статьи о том, что в Пулково теперь «плохое» небо и ученым обсерватории работать там затруднительно. Куда лучше ученым будет, мол, на горном и малозаселенном Кавказе. Туда надобно и надо переместить обсерваторию.
Бывшая заведующая лабораторией Главной астрономической обсерватории (официальное название Пулковской обсерватории - ГАО) Елена Рощина рассказала «Новым известиям» о подоплеке таких газетных статей: «К руководству обсерватории не раз обращались различные застройщики с предложениями построить в защитной буферной зоне жилые дома. Сами понимаете, сулились и деньги, и до угроз доходило. Потом пошли другим путем. В прессе стали появляться статьи о том, что Пулковская обсерватория уже не та – из-за аэропорта и разросшегося города ухудшился так называемый астроклимат. Это и есть пресловутое «плохое» небо, когда различные световые блики от фонарей, фар машин и освещенных окон мешают наблюдению за небесными объектами. Однако получался какой-то парадокс – если астроклимат ухудшается от жилых домов и сопутствующей инфраструктуры, то зачем строить их совсем рядом с обсерваторией?»
Руководитель общественного движения «Красивый Петербург» Красимир Врански «Новым известиям»: «Перенос такого уникального научного центра, как Пулковская обсерватория, из Петербурга в Кисловодск нанесет непоправимый ущерб астрономическим наблюдениям, которые ведут российские ученые уже два века. А возведение огромного жилищного квартала прямо под боком у обсерватории сделает ее работу невозможной. В ситуацию должны срочно вмешаться новые власти города, иначе объект, который является гордостью отечественной науки, будет потерян безвозвратно. Это настоящее преступление перед наукой. Общественность Петербурга, ученые и просто неравнодушные люди проводят пикеты с требованием прекратить этот беспредел, но власти Петербурга словно засунули голову в песок.
Время на переезд дали, но экономически его не просчитали
Ученые считают, что застройщик, а о нем мы еще поговорим, пошел другим путем и каким-то образом смог решить вопрос с самой Академией наук. В июле прошлого года РАН приняла сенсационное решение о переезде Пулковской обсерватории на Кавказ! Где якобы «хорошее» небо, которое лучше видно с гор. Просто поразительно, что такой важный вопрос обсуждался на заседании академии около … восьми минут. Доклад «по теме» зачитал член-корреспондент РАН Виталий Кведер. Он поведал, что «есть 256 участков, которые принадлежат разным частным лицам и каким-то организациям, и они все пытаются что-нибудь там построить, и по закону должны испрашивать разрешение у Пулковской обсерватории», «но деньги-то большие, поэтому возникают сложности»; «астрономический климат на Пулковских высотах все равно портится, что доказала комиссия под руководством академика Юрия Балеги, которая работала в ГАО год назад». То есть, в 2017 году.
Члены РАН на этих зыбких основаниях в прошлом году почти единодушно проголосовали за переезд обсерватории в Кисловодск. И любезно предоставили время на передислокацию – пять лет (осталось четыре). Вот только совершенно не было названа экономика переезда - каково будет финансирование, в том числе, на подготовку соответствующих площадок в Кисловодске. Ведь речь предположительно идет о десятках, если не сотнях миллиардах рублей – найдутся ли они в ныне худеющем на глазах госбюджете?
И теперь еще немаловажный вопрос. Почему комиссия упомянутого Балеги (он недавно стал вице-президентом РАН) посчитала, что астроклимат в районе Пулковских высот испортился? Единственным фактором называется «наступление городской застройки». Она, а также аэропорт «Пулково», который дает помехи в радиодиапазоне, якобы мешают сотрудникам обсерватории делать точные наблюдения. Но почему-то не учитывается тот факт, что за последние десять лет количество высокоточных наблюдений на ГАО увеличилось в семь раз! К примеру, специалист кафедры небесной механики СПбГУ Мария Баруха утверждает, что за 2006 год на 26-дюймовом рефракторе было выполнено 616 серий наблюдений, а за 2016 год – уже 4653.
Между тем, по Рощиной, Пулковская обсерватория уникальна как раз тем, что ведет наблюдения почти два века – «чем длиннее срок наблюдений, тем они точнее». Ученая поясняет: «В Пулковской обсерватории своя научная гордость - единственный в стране длиннофокусный рефрактор (линзовый телескоп). Ему уже больше 60 лет. Эта линза - настоящий бриллиант, каких во всем мире единицы. Перевезти его на Кавказ без потери качества долгих наблюдений невозможно».
В Кисловодске же ученым придется, по факту, всю работу начинать заново, не только на этом телескопе.
Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский рассказывает «Новым известиям»: «Решение РАН принято откровенно в интересах застройщика. Как такое может быть? Территорию вокруг Пулковской обсерватории хотят использовать для извлечения сверхприбылей. Всякие ученые работы – лишь помеха на пути алчного бизнеса, который не волнуют научные достижения страны. Отмечу, в Кисловодске также нет защитной зоны вокруг филиала ГАО РАН. Самое главное: если астроклимату в Пулковской обсерватории начинает мешать строительство вокруг, значит надо прекратить строительство, и сразу улучшится астроклимат. А не закрывать наблюдения под этим предлогом. Вся эта ситуация напоминает вечный вопрос: что это – глупость или предательство?».
Жилищный комплекс почти достроен
Так кто же этот «алчный» застройщик, которого «не волнуют научные достижения страны»? Еще в 2009 году, при губернаторе Валентине Матвиенко, было принято решение, что на Пулковских высотах будет построен жилищный комплекс с «наследственным» названием «Планетоград» площадью около 2 млн кв. м. Заселиться в него, по плану, должны около 100 000 человек. Этот проект окончательно был утвержден в 2014 году, при губернаторе Георгии Полтавченко. На данный момент здания комплекса уже возведены. Без отделки квартир.
За проектом стоит известная инвестиционно-строительная компания Set City, которая позиционирует себя «лидером строящегося жилья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Защитники обсерватории в прошлом году намекали, что у девелопера «могут быть тесные отношения с городской властью на уровне вице-губернаторов». Но какие конкретно у Set City могут «особые отношения» с городской властью? К примеру, недавно стало известно, что проект строительства мини-кварталов «Планетоград» будет включен в социальные жилищные программы Петербурга. Для городского правительства это очень актуально, потому что за последние лет пять в Петербурге рынок первичного жилья ощутимо просел, и очередь на «социальные» квартиры заметно увеличилась. Однако сейчас правительство Петербурга во главе с губернатором сменилось.
Строительство по плану должно закончиться в конце 2019 года. К сожалению, в самой компании Set City отказались комментировать тему Пулковской обсерватории, заявив, что сделают это «когда потребуется». В Комитете по строительству правительства Петербурга также пока не готовы к комментариям по данной проблеме, оправдываясь тем, что «надо разобраться во всех делах, в Смольный сейчас пришли новые люди».
Так или иначе, сейчас ситуация выглядит так: ЖК «Планетоград» почти достроен и наверняка будет введен в строй в ближайшее время, туда заселятся люди; Пулковская обсерватория, по нашим данным, пока даже не начинала «собирать вещи» для переезда в Кисловодск, поскольку никакой «дорожной карты» этого перемещения из РАН до сих пор не прислали; петербургские власти пока больше заняты подготовкой к губернаторским выборам и только вникают (или не вникают) в текущие городские проблемы. Получается, во всяком случае, в ближайшие несколько лет, ГАО продолжит работу на Пулковских высотах, только в резко ухудшихся астроклиматических условиях. Через тернии к звездам, так сказать.
Справка
Астрономический отдел Пулковской обсерватории – единственный в России, занимающийся высокоточной оптической астрометрией. Он осуществляет 100% высокоточных астрометрических наблюдений в стране. Его вклад в мировые наблюдения – 10% для спутников больших планет и 15% для длинных рядов двойных и кратных звезд. Пулковская обсерватория, основанная в 1839 году, по вкладу в количество наблюдений всех 74 мировых обсерваторий мира, занимает 2 место. Данные Пулковской обсерватории закупаются, в том числе, и зарубежными космическими агентствами.
Посткриптум
После публикации материала темой Пулковской обсерватории проникся московский поэт Юрий Жуковский, который прислал свой, стихотворный комментарий:
Над Кисловодском – ласковое небо,
И звёзды в нём по-южному горят.
Не просят сала, воздуха и хлеба,
И с Богом по-тихоньку говорят.
Над Петербургом – северное небо,
Промытое прозрачностью ночей -
От телескопов не скрывает Фебу,
Или Медведицы сияющих очей.
Плохое небо видится, как стройка,
С оффшором Млечным, тайною счетов,
Как вкладчиков настойчивая дойка
И грязный свет на стёклах городов.
Застройщик спит, промыты телескопы,
Гуляет ветер, как гудящий бес,
Процесс пошёл, фундамент перекопан,
Холодным сном укрывшихся небес.
Прагматики вонзают в землю сваи,
Топчась на линзах астрономов грёз,
И инвестируют строители окраин
В недвижимость висящих спелых звёзд.
А звёзды видятся из Пулково два века,
Наука-нищенка со звёздною клюкой
Всё тщится выпрямить раба и человека
До неба над согбенной головой.