Взялись за развитие и разработали не просто абстрактную программу, а дорожную карту – это хорошо. И озвученная сумма в 100 млрд рублей для отрасли – это намного лучше, чем недавние 20 млрд. рублей на 3 года в рамках программы "Культура и туризм 2019-2021". Весьма неожиданная активность властей в сфере туризма.
Можно предположить, что это нехарактерное предложение выдвинуто неспроста. В 2017 году, по оценке Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туризм дал вклад в мировой ВВП в 10,4% (8,3 трлн долларов). Больший вклад имеют только розничная торговля, финансовые услуги и строительство. А к 2028 году вклад туризма должен вырасти до 12,5 трлн. долларов или 11,7% мирового ВВП. В общем, есть за что бороться.
В России же пока к туризму относились не так трепетно. Минэкономразвития оценивает вклад туризма в ВВП России на уровне 5% в год, Ростуризм, который сейчас подчиняется Минэкономразвития, говорит о 3,47% от всего отечественного ВВП в 2017 году (Ростуризм планирует выйти на уровень в 5% только к 2026 году. А WTTC оценивает только прямые поступления, и они составляют лишь 1,24% российского ВВП. Даже в Германии прямые поступления от туризма дают 3,9% ВВП.
В общем, единого мнения нет, и даже в федеральных органах власти царит разлад. Так будет ли толк от этой дорожной карты? Во-первых, ещё нет никаких гарантий выделения финансирования именно в таком объёме. Дорожная карта есть, но её финансирование пока не утверждено. Во-вторых, разрабатывать её начали явно поздновато: бюджет на 2019 год уже расписан, и что-то менять в нём проблематично. И самое главное: на какие программы должны ориентироваться исполнители? На трёхлетнюю "Культуру и туризм 2019-2021" или на новую дорожную карту до 2024 года? Создание конкурирующих проектов пока что вносит только неразбериху.
Положительный эффект от мер в дорожной карте также может быть весьма ограниченным. Там достаточно хороших предложений, но упор в целом делается на развитие уже существующих туристических центров – Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Крыма и прочих. А вот пока что малоизвестные уголки страны, которые могут "выстрелить" на туристическом рынке, по-прежнему остаются в тени.
Внутренний туризм – это прекрасно, но только одними давно известными и исхоженными вдоль и поперек маршрутами люди сыты не будут, и, высока вероятность, продолжат смотреть в сторону той же Турции.