Ирина Зиганшина
При упоминании, что ты вегетарианец, или более того – веган, на тебя обычно или смотрят с огромным уважением, чуть ли не как на святого, или с некоторым страхом, почти как на сумасшедшего. А стоит дать слабину и съесть кусочек рыбы – так окружающие облегченно вздохнут: «наш человек».
Примерно так вздохнули недавно миллионы поклонников популярнейшего блогера Йованы Мендоза (Rawvana), которая прославилась тем, что пропагандировала строгую веганскую диету и сыроедение, а ее аудитория составляла больше двух миллионов подписчиков. И вот эту Мендозу случайно застукали и даже засняли на видео, как она прячет в тарелке кусочки рыбы в рыбном ресторане. Разгорелся грандиозный скандал в социальных сетях и СМИ. И то: разве это не лицемерие дурить головы миллионам доверчивых граждан, а самой трескать все, что душе угодно? Разумеется. Пришлось этой Мендозе оправдываться, и она даже сняла с объяснением своего поступку: дескать она стала добавлять продукты животного происхождения в пищу, поскольку в последнее время у нее ухудшилось здоровье, и теперь она пытается сбалансировать свою диету.
То есть вместо того, чтобы честно признаться в своих слабостях, она продолжает свое веганское дело..
«Все любят смеяться над веганами, что обычно выглядит не очень красиво, но проблема в другом и она шире, - написал по этому поводу журналист Кирилл Мартынов. - Демократизация медиа породила гигантские субкультуры пищевых фундаменталистов, утверждающих, что они познали истинную диету, и призывающие всех переходить на сторону добра.
Самый показательный пример тут даже не веганы, а сыроеды-мясоеды, утверждающие, что нет ничего полезнее куска сырого мяса, т.к. «это соответствует нашей биологической природе»...»
Так случай с Мендозой спровоцировал давний спор между веганами и сыроедами и прочими подобными «диетическими сектами».
Как, к примеру, не расплакаться, читая популярного блогера Лену Миро, упрекающую своих многочисленных читателей в пренебрежительном отношении к веганам:
Как-то я писала пост о том, какие люди мне неприятны. До сих пор не могу забыть ваши комментарии к нему. Большинство из вас раздражают веганы.
Веганы? Вы это серьёзно?!
Из всех групп, в которые сбиваются люди, вам больше всего неприятна та, где не едят животных и продукты животного происхождения?
Вы терпимее относитесь к фашистам, чем к веганам.
Я долго думала, почему так, и, кажется, нашла ответ.
Во-первых, в обществе веганов вы чувствуете себя не очень хорошими людьми: они не участвуют в издевательствах над животными, а вы участвуете.
Спроси любого из вас, любите ли вы животных? Ответ будет утвердительным. Никто не скажет: «Я ненавижу животных и хочу, чтобы они провели свои и без того короткие жизни в муках».
Однако вы эти муки оплачиваете. По сути, вы -- спонсоры домов пыток над животными.
Так живут коровы, мясо которых вы едите и молоко которых вы пьёте:
Не только молоко: сыр, масло, творог.
Вы же не настолько наивны, чтобы верить в то, что вы едите мясо коровы, которая прожила прекрасную жизнь на сочном лугу, правда?
Вы жрёте животных, которых жили и умирали в страшных муках.
Свиноматки в течение своей жизни вообще не двигаются. Их помещают в клетки, у них атрофируются мышцы, они не могут ходить. Вся их жизнь -- это непрекращающаяся физическая боль и ничего кроме.
Ваша любимая свинина -- это не счастливые поросятки, резво скачущие по травке. Это вот.
Вы прекрасно понимаете, что так -- неправильно, так -- нельзя, но продолжаете в этом участвовать, в отличие от веганов, которые отказались спонсировать садизм.
В результате, вы чувствуете себя плохими людьми, и это -- очень неприятное чувство, от которого вы стараетесь как можно скорее избавиться.
Как?
Повесив на веганов ярлык дебилов.
Вторая причина, по которой вы не любите веганов, -- это ваша любовь к жрачке. Правильнее сказать: ваша слепая любовь к жрачке. Любовь к жарче любой ценой.
Вы так любите жрать, что тот, кто пытается наложить хоть малейшее ограничение на ваши взаимоотношения с едой, -- ваш лютый враг.
Как это гамбургер нельзя?! Как это торт без сливочного крема?! А как же пирожное?!
В вашей жизни унылого говна так мало удовольствий, что, убрать из неё обжираловку -- всё равно, что засунуть вас в петлю.
А ведь в мире столько гадких людей, сбивающихся в откровенно отвратительные группы с самыми жестокими намерениями.
Но из всех вы выбрали ненавидеть веганов.
Вы по-прежнему считаете себя хорошими людьми? А на каком, простите, основании?»
Разумеется, ненавидеть веганов не за что, и тут писатель совершенно права. Но и носиться с ними как со святыми, которые избавляют животных от мучений, тоже не совсем корректно.
Психоанатилик Марина Комиссарова, к примеру, считает веганов действительно больными людьми:
«Как и вирус гриппа вирус веганства попадает в организм человека путем контакта с себе подобными.
Внимание, от животных заразиться этим вирусом нельзя, только от людей! Только от людей, которые больны веганством.
Веганство - это самый радикальный вид вегетарианства. Веганы не едят не только мясо, птицу и рыбу, но и молочные продукты и яйца и даже мед. Ничего из того, что хотя бы слегка напоминает использование (=мучение) животных.
Если умеренное вегетарианство допустимо, когда речь идет о взрослых людях и достаточном разнообразии продуктов, веганство - это пищевое извращение, а иногда психическая болезнь. Все зависит от того, насколько внедрился вирус веганства.
Особенно опасен вирус веганства для детей. Человеческий мозг состоит из серого вещества (животный белок) и белого вещества (животный жир) и без животной пищи развивается очень плохо или не развивается вообще.
Так же животный белок и жир необходимы для строительства органов и всех человеческих тканей (мышцы, кожа, кости, волосы, ногти) поэтому если бездетные веганы занимаются саморазрушением, родители-веганы представляют смертельную опасность для детей.
Но не только для себя и для своих детей опасны веганы. Они распространяют вокруг себя вирус веганства, заражая других людей, особенно неустойчивых, впечатлительных, мнительных, склонных к невротизму, то есть людей с плохим психическим иммунитетом.
Подобным людям довольно легко внушить чувство вины перед животными и страх наказаний, а так же чисто физическое отвращение к поеданию "трупов" (мясо, рыба), "эмбрионов" (яйца) и "секреции молочных желез" (молоко).
Вирус веганства - это эмоционально заряженный образ, который внедряется в психику человека и, как любой вирус, содержит в себе разрушительную программу. Такие люди обладают чувствительными рецепторами к данному вирусу. Это значит, что им довольно легко внушить одну из следующих вирусных идей (или все сразу):
Внушить человеку, что он - преступник, довольно легко. Страх наказания и чувство ответственности за все происходящее в мире - спутники эгоцентризма. Каждый эгоцентрик - это атлант, на плечах которого держится мир. Он - не часть пищевой цепи, он - властитель душ и принц Гаутама, который пришел в этот мир для спасения живых существ. Для эгоцентрика страх почувствовать себя незначительным настолько велик, что он лучше будет страдать за всех убиенных животных, но не признает себя мелкой крупинкой в круговороте природы...
(...) Как уберечься от этого опасного вируса?
Прежде всего, с помощью скромности и смирении. Рецепторы для проникновения вируса веганства - страх и гордыня (эгоцентризм). С тем и другим справляется смирение. В данном случае - смирение перед законами природы.
Любой человек смертен. Он рождается в этом мире, чтобы однажды умереть и накормить своей плотью червей. Его чувства и идеи могут надолго остаться среди людей, особенно среди близких людей, а его тело - нет.
Человек так устроен, что должен питаться животными продуктами. Он не есть свой собственный создатель и не может выбирать, питаться ли ему маковой росой, полевыми цветами или белком животных. Он должен питаться белком. Пожилой человек может сократить количество животного белка, иногда до самого минимума, поскольку процессы в его организме иные. А маленький ребенок должен потреблять животного белка и жира достаточно много, иначе он не разовьется.
А навязчивые, атакующие психику, образы плачущих животных, разлагающихся трупов и отравленного молока нужно учиться отключать...»
Но и это еще не все. В конце концов, веганы, и приверженцы всех остальных диет легко найдут аргументы против такого рода обвинений. Как находит их та же Мендоза в своем видеоблоге.
Зато аргумент против выводов из недавнего исследования биологов, доказавшего, что растения тоже плачут, то есть испытывают те же практически эмоции, что и животные, найти будет куда сложнее.
А это действительно так, если верить известному биологу и популяризатору науки Александру Маркову:
«...Таким образом, при некотором различии реакции организма животного и растения на стресс-фактор (попросту говоря - на болевое воздействие). Т.е. объективно, в смысле биокибернетики растения чувствуют боль. Если же поставить вопрос субъективно - в смысле: является ли боль у растений такой же эмоцией, как у людей? - то ответ также субъективен. Мы знаем о себе, что мы испытываем боль, как эмоцию при воздействии разрушающих факторов. Мы видим то же самое у других высших млекопитающих (они настолько близки к нам по эмоциональным реакциям, что мы на невербальном уровне понимаем их, а они - нас). Мы можем предположить что-то похожее у других животных, но чем дальше они от нас на ветвях виртуального дерева эволюции, тем менее обоснованы такие предположения...»
Тут ведь не только вопрос к тем, кто принципиально отвергает мясо, зато с удовольствием поедает якобы бесчувственных креветок или мидий. Тут вопрос намного шире: если живых существ, перед тем как съесть, мы все же убиваем, а стало быть причиняем им хоть и мощное, но кратковременное страдание, то растения-то мы предпочитаем есть живьем!
Режем и готовим живьем!
Что скажут на это веганы? Найдут ли и тут контраргументы?
Кстати, те же биологи утверждают еще и то что человеческая физиология дает возможность для любых экспериментов. Вот что пишет известный журналист, биолог по образованию, Павел Лобков:
«Кишечник человека соотносится с длиной тела как 1:8, у кошки 1:3, у лошади - 1:20,то есть в принципе изначально заточен на смешанную пищу. Да и кислотность в желудке человека, по сравнению с другими, как хищными, так и травоядными млекопитающими средняя: рН около 3 (у хищников она гораздо агрессивнее, около 1). То есть, скажем, совсем сырое мясо человеку не очень подходит. А равно и совсем растительное, так как в отличие от жвачных, у него нет специального отдела кишечника. который переваривает грубые волокна. В общем, человек – это и плодоед, и трупоед, одновременно. Примерно как медведь, который может переживать длительные периоды чисто растительной диеты, но ветками конечно питаться не сможет. Причина же существования всех этих сект в том, что социальная эволюция резко опережает биологическую....»
Впрочем, это не означает, что одинаково правы, к примеру, и мясоеды-сыроеды, и веганы. Совсем нет. До какой-то поры человечество вынуждено будет уничтожать и поедать в колоссальных количествах и животную, и растительную пищу, и с этим ничего не поделаешь. Тому, кто не может смириться с таким положением дел, лучше бороться с этим в одиночку, не создавая глупых, ненужных и даже вредных сект, а следуя только своим собственным убеждениям, правилам и нормам.
Всем же остальным остается надеяться на то, что технологический прогресс в самом ближайшем будущем позволит человечеству производить и употреблять в пищу полностью искусственные мясо (благо гамбургер из такого уже стоит около полусотни долларов, а вскоре станет намного дешевле), рыбу, креветок, мидий, укроп и другие дары живой природы. Иного пути для человека просто не существует.