Борис Макаренко, вице-президент Института современного развития:
Никаких правовых последствий заявление о непризнании выборов в Украине носить не будет. Непризнание выборов в стране, где ещё предстоит второй тур, вообще непонятно зачем? И главное – на каких основаниях признавать выборы недействительными? В 2014 году жители Луганской и Донецкой областей не принимали участия в выборах и тогда это не стало поводом для непризнания.
- В случае победы Зеленского, каковы перспективы отношений с Россией?
- Скорее всего, Зеленский поведёт себя как украинских политик, никаких радикальных поворотов я не жду. Если какие-то подвижки и будут, то не после президентских, а после парламентских выборов, когда политическая система обновится совсем. Зеленский, поскольку он человек в политике новый, пришедший ниоткуда, вначале будет стараться вести себя максимально по-политически, а это значит, что не будет делать резких движений.
- Насколько серьёзно влияние Коломойского, считается, что он стоит за Зеленским?
- И стоит, и влиять будет, но это не означает, что Зеленский будет его марионеткой, а Украиной в случае его победы будут править олигархи.
Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук:
- Как Вы оцениваете сегодняшнее обсуждение в Государственной Думе заявление о непризнании результатов выборов в Украине?
Это – клоунада. Пусть себе поиграют. Я так понимаю, что наше руководство не знает, что ему делать. Ну примут. Это мания величия: вот мы не признаем. Плевал весь мир на то, что мы признаем или не признаем. Объективно, заявления Россия такого сорта мало кого беспокоят. Юридических последствий точно не будет.
- Каковы шансы Порошенко победить во втором туре?
- Такая вероятность есть. Я не уверен, что она очень большая. За эти три недели многое может произойти. Хотя шансы у Зеленского выше, но, тем не менее, прогнозировать очень сложно.
- Некоторые известные российские журналисты, живущие в Киеве, после оглашения результатов экзит-пуллов, высказывали мнение о том, что украинской независимости пришёл конец, так как Зеленский – пророссийский политик. Согласны ли Вы с этим мнением?
- Нет, это совершенно не так. Скорее, если так оценивать, надо смотреть, сколько набрал Бойко – это весь уровень поддержки пророссийского кандидата на Украине и это не более 10 процентов. Результат Зеленского – это откровенно протестное голосование. Против существующей власти, но отнюдь не за Россию. В ближайшие десятилетия в
Украине никакой пророссийский кандидат не придёт к власти.
Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций „АПЭК“»:
- Сегодня обсуждается в Госдуме заявление о непризнании итогов выборов. Второй тур ещё только через три недели, а наши парламентарии априори объявляют выборы не легитимными. Каковы могут быть последствия такого заявления?
- Я не думаю, что заявление Жириновского отражает позицию власти и не думаю, что у этого заявления будут серьёзные политические последствия.
Я полагаю, что существует наибольшая вероятность того, что во втором туре выиграет Зеленский. В силу ряда причин: мобилизация в пользу Порошенко исчерпана, в том числе – квазиадминистративная, во-вторых, у него очень высокий антирейтинг, который препятствует его усилиям по привлечению новых избирателей, а у Зеленского такого антирейтинга нет. Я думаю, Зеленского во втором туре могут поддержать Тимошенко, Бойко и некоторые другие значимые участники избирательной кампании. Но, даже если этого не произойдёт, у противников Порошенко и, соответственно, сторонников Тимошенко и Бойко, много есть мотивов для того, чтобы проголосовать против Порошенко и за Зеленского во втором туре. Множество факторов говорят о вероятном лидерстве Зеленского.
- Как будут складываться отношения Украины и России в случае победы Зеленского?
- В случае победы Зеленского нас ждёт некоторая нормализация отношений с Украиной. Я не испытываю здесь иллюзий, по-прежнему останутся достаточно жёсткие противоречия по ряду вопросов, но произойдёт текущая нормализация отношений. Возможно, по Грузинскому сценарию.
Алексей Малашенко, политолог, руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций":
- Я думаю, что во втором туре выборов в Украине, чуть-чуть больше шансов у Зеленского. Но это ничего не изменит, хотя Зеленский – человек более вменяемый. Дело в том, что наши сейчас какую-то глупость несут, особенно устами Жириновского. Вообще не признавать результаты выборов – это глупость. Это просто показывает слабость российской политики, неумение работать с Украиной. Кто там будет? Я бы не хотел, чтобы был Порошенко. Зеленский – юрист по образованию, абсолютно вменяемый человек. Думать, что он пойдёт на супер-уступки – бесполезно и неправильно. Пока, то что разыгрывается у нас – не приведи господь, если Путин это примет. Тогда мы просто сядем в лужу.
- Вчера ряд политологов высказывали предположение, что Тимошенко объединится в Зеленским и в условиях парламентской республики у неё, как у премьер-министра вся власть окажется в руках, тогда как президент Зеленский останется декоративной фигурой. Вы разделяете эту точку зрения?
- Если Зеленский хочет без больших проблем выиграть выборы, то ему, конечно, надо объединяться с Тимошенко. Они между собой договорятся. И более того, если они объединяются, а потом проходят парламентские выборы, это будет очень влиятельная коалиция. Но тут зависит и от него многое, и от неё многое. Будь я советником Зеленского, я бы посоветовал ему объединиться.
- Вчера наши журналисты, живущие в Киеве, сетовали на то, что победа Зеленского – это чистая победа Кремля.
- Это было бы замечательно, если бы было так. Но, насколько я знаю, Зеленский – более европейского склада. Если предположить оптимальный для России вариант, то он будет идти на компромиссы. О Крыме речи быть не может, а по поводу Донбасса – какие-то игры возможны, если его сейчас за время до второго тура, наши не сольют и не затравят. У нас на это ума хватит. Если будет нейтральная позиция, то возможно некоторое улучшение отношений. Зеленский – не человек войны. Это точно.
Дмитрий Орешкин, политолог:
- Какие могут быть последствия в случае принятия заявления о непризнании выборов Госдумой РФ?
- Наплевать и забыть. Это – шум ветра в камышах. Гораздо более влиятельный пресс-секретарь президента сказал, что мы внимательно следим, а комментировать будем потом.
Кроме того, есть техническая сторона. Любимый российский газ в нелюбимую западную Европу качать можно в основном через Украину. Поэтому договариваться придётся. Не важно, кого изберут в Украине, всё равно выборы будут признаны, как они были признаны в 2014 году.
Есть смысл комментировать высказывания депутатов в украинской Раде, потому что они могут взять и заблокировать президентский проект и нанести серьёзный ущерб деятельности правительства, а комментировать высказывания депутатов ГД смысла никакого нет, потому что они не являются самостоятельными политиками. Они являются резиновым штампом, который администрация прикладывает к бумаге. Их функция – создавать фон.
- Какие рычаги есть у Порошенко?
- Первое. Прежде всего – его профессиональная команда, которая первую задачу выполнила – выйти во второй тур. Они её решили. Значит, есть план и на вторую задачу. Во второй задаче понятно, что Порошенко, если выходит во второй тур, то оппонентом будет Зеленский. Значит, у них должна быть стратегия борьбы с Зеленским. Наверное, она есть и включает в себя бомбу против Зеленского. Это могут быть данные о том, что Зеленский получал наличные деньги от Коломойского или ещё что-то, иначе это будет вопиющим непрофессионализмом. А не похоже, что у Порошенко не профессиональная избирательная кампания.
У Зеленского политического опыта никакого нет и компетенции политической тоже никакой. В публичных прямых дебатах команда Порошенко так должна построить беседу, чтобы всеми возможными способами показать некомпетентность и зависимость Зеленского. Убежать от этих дебатов Зеленскому тяжело, значит – придётся участвовать. Всё будет зависеть от того, как сработает команда – что она нароет, какие удары сможет подготовить для Зеленского. А я думаю, что они смогут это сделать.
Второе. Административный ресурс. Тут логика очень простая. Губернаторы назначаются и у них вполне понятное ощущение, что, если придёт новый президент, они могут вылететь с работы. У мэров городов, которые избираемы на Украине, тоже есть некоторые сомнения, что новая команда может их выгнать. Поэтому Порошенко должен им послать ясный сигнал, что он их поддерживает, а он это уже неоднократно посылал: говорил о том, что одна из трёх – четырёх идей, которые у него есть, - децентрализация. Больше полномочий региональному руководству. Региональному руководству это нравится. Но, если региональное руководство взвесит в голове и решит, что побеждает Зеленский, оно будет помогать Зеленскому, чтобы потом тот оценил их лояльность. Я думаю, что большинство публично и заметно помогать не будет ни тому, ни другому, потому что не знают, чем кончится избирательная кампания, но из соображений стабильности региональным начальникам логичнее поддерживать усилия Порошенко. Поэтому административный ресурс пока в руках Порошенко.
Что ещё важно? Зеленский силён тем, что он – никакой. Он – неуловимый. У него нет ни команды, ни программы, поэтому каждый, голосующий за него, достраивает его теми чертами, которые ему нравятся. Так всегда бывает при популистской политике. Задача штаба Порошенко его в течение этих трёх недель до второго тура заставить сделать явные шаги и объяснить: ты будешь отбирать Крым у России? Если будешь, расскажи, как. Если не будешь, не рассказывай про свой патриотизм. Придётся команде Порошенко заставить Зеленского обозначить свою команду. Как только появляется команда, сразу возникают вопросы. Пока новый человек себя не определил, каждый думает, что он придёт и сделает то, что надо. А то что надо – у каждого человека своё представление. Если Порошенко сможет эту неопределённость, размытость, неконкретность раскрыть, то это будет его большая удача.
У Порошенко есть вполне серьёзная контригра, поэтому шансы у него не нулевые.
Против Порошенко и за Зеленского действует «правило второго тура», которое гласит следующее. Это – чисто статистическая закономерность, во всяком случае – в России. Если есть инкумбент, то есть тот, кто занимает должность, который в первом туре не побеждает, то с вероятностью 75 процентов, во втором туре он проигрывает. Его шансы на победу только 25 процентов. Понятно, что он, как владелец власти, административного ресурса, денег, всё старается подтянуть в первом туре, чтобы сразу победить. Больше собрать ему уже нечего. А альтернативный кандидат собирает большую часть голосов у тех, кто голосовал не за инкумбента. То есть, большая часть голосов, которые были отданы за Тимошенко или за других кандидатов, придут не к Порошенко, они придут к Зеленскому. Поэтому «правило второго тура» сейчас работает на пользу Зеленскому.
- Михаил Саакашвили призывает всех во втором туре голосовать за Зеленского. Журналист Айдер Муждабаев написал, что все, кто проголосовали за Зеленского – предатели Украины. И Саакашвили, и Муждабаева трудно заподозрить в любви к России и не любви к Украине. Почему у них такое разное восприятие фигуры Зеленского и является ли он «пророссийским» политиком?
- Что касается Муждабаева – он истерик, с моей точки зрения, человек из категории «беспокойные сердца». Шеф, всё пропало, гипс снимаю, мы не выиграем! А почему вы должны выиграть? Гораздо важнее для Украины, для её государственности – соблюдение электоральной процедуры. Если вы не выиграли, то через четыре года вы можете выиграть, если у вас будут выборы. Если побеждает несменяемый начальник, никто не знает, как там дальше сложится. Я не вижу поводов впадать в истерику, более того, я вижу признаки рождения украинской политической нации. А господин Муждабаев выступает как пропагандист этнической нации. Он озабочен крымско-татарской ситуацией и, как все националисты, он узок. А на самом деле мы видим, как страна, которая была в прежние времена очень сильно расколота, сейчас за Зеленского на западе – 26 процентов, а на востоке – за Порошенко вполне значимое число голосов. Украинцы становятся нормальной демократической нацией, где нет племенного подхода, а есть свободный демократический вариант, где за Порошенко может голосовать и западный украинец, а против Зеленского может голосовать житель востока Украины. Даже солдаты, в отличие от России разделили голоса пополам.
Муждабаев назвал Зеленского пророссийским политиком и тех, кто проголосовал за него – предателями и сказал, что придётся в них стрелять. Это абсолютный совок. У него из головы торчит чугунный совок имени В.И. Ленина, потому что он именно так поступил с Учредительным собранием в 1917 году, когда оно проголосовало против большевиков. Послал Железняка. А если бы он уступил, он не был бы Владимиром Ильичом, а был бы нормальным демократическим политиком.
Муждабаев не понимает, что такое политическая нация, он мыслит, как националист 19 века. Лучше бы промолчал, потому что подложил своему же Порошенко огроменную свинью. Сейчас все будут про это говорить – вот какие люди поддерживают Порошенко, им дай волю, они всех перестреляют.
Марк Урнов, политолог:
- В Думе обсуждалась возможность заявления о непризнании результатов выборов. Каковы будут последствия, если такое решение будет принято?
- Это – очередной миф. Мы не признали результаты выборов. Дальше что? Вся мировая общественность отвернётся от Украины и пожмёт нам руки? Нет! Украина испугается и скажет, что заблуждалась? Нет. Произойдёт очередная волна напряжённости, очередная волна взаимного недоверия. Очередной гвоздь в гроб российско-украинского партнёрства. Я не понимаю странного поведения наших публичных политиков.
- Если президентом Украины становится Зеленский, ожидаете ли Вы изменения в двусторонних отношениях?
- У Зеленского сил на сегодняшний день нет. Он приходит с абсолютно новой командой, абсолютно неопытный. На него начнут оказывать мощнейшее давление все, кто только может. Если он чуть-чуть отклонится от общеукраинских представлений о том, что должен делать президент в отношениях с Россией, он мгновенно нарывается на майдан чудовищной силы. Один раз мы уже поставили на Януковича. И получили.
Глеб Павловский, политолог, руководитель "Фонда эффективной политики":
- Какими могут быть последствия, если Госдума примет заявление о непризнании выборов в Украине?
- В этом ничего, кроме вмешательства в украинские дела нет и это глупое решение, которое самому Кремлю затрудним манёвры. Кремль всё время создаёт такие ситуации, при которых сам себе сужает манёвренное пространство, пространство дипломатии. Если это решение трактовать прямо, это говорило бы о намерении развернуть военные действия. Это способ добавочно ухудшить отношения с голосующими за президента. Зачем Москве портить отношения с теми, кто голосует за Зеленского? Я думаю, что это настолько глупая идея, что будет иметь чисто пропагандистское значение. Я думаю, что эта идея будет спущена на тормозах, а если нет, то принесёт добавочную беду.
- Некоторые комментаторы говорят о том, что победа Зеленского – это победа России. Вы согласны с этой точкой зрения?
Нет, это не так. Зеленский побеждает не своими голосами, не своим талантом, а ненавистью, восстанием избирателя против истеблишмента. Избирателю надоел украинский истеблишмент, он больше не хочет с ним иметь дело. Зеленский очень удачно подвернулся и умело это использовал. Но у него нет идей ни для одной из проблем Украины, у него нет политического опыта и, тем более, у него нет военного опыта. Что он может сейчас предложить? Ему надо просто тихо провести эти недели, чтобы победить. А чтобы не делал электорально или пропагандистски Порошенко, будет его только топить. Человека с подвешенным языком как у Зеленского, нельзя обнулить на дебатах. Он не косноязычный, он ловкий, а главное, что те, кто ему поверил, не будут обращать внимание на аргументы Порошенко. Кто-то от Тимошенко может перейти к Порошенко, но, думаю, очень немного. Бегство электората от Зеленского начнётся после выборов, когда выяснится, что он не может решить ни одну проблему. Те, кто кричат: «Украина, ты одурела», имеют в виду то, что произойдёт с президентом Зеленским, потому что перед ним возникают задачи невероятной сложности. Ему трудно будет добиться того, чтобы его признала вторая половина Украины, причём это – активная часть. Электорат Зеленского – пассивные украинцы. Они против истеблишмента, но пассивно против. Политизированные украинцы разделились между другими кандидатами, и они никуда не денутся после победы Зеленского. Что он будет с ними делать? Признают ли его бойцы ополчения АТО? Признает ли его армия как верховного главнокомандующего? Это огромные проблемы, которые нужна решать с огромным политическим опытом. При нём должен быть человек, который имеет такой опыт и железную руку. Я не вижу такого человека сейчас. Порошенко вряд ли пойдёт к нему в канцлеры. К тому же, Порошенко настолько сросся со своим негативным рейтингом, что он безнадёжен. На данном этапе, во всяком случае.