Юлия Сунцова
В конце марта московская предпринимательница Анастсия Татулова рассказала в Faceebok о парализовавших ее бизнес непрекращающихся проверках Роспотребнадзора. Она написала, что каждый день в течение трех недель в сети кафе «Андерсон» сотрудницы ведомства без перчаток и шапок вторгаются на кухни кофеен и указывают, как соблюдать правила.
Татулова заявила, что неменяющиеся с 80-х годов СнПиНы давно устарели и призвала их отменить.
За считанные часы вызов, брошенный Анастасией потребительскому надзору, вызвал широкий общественный резонанс. В поддержку бизнес-вумен высказались тысячи людей, десятки мелких и средних предпринимателей публично включились в тему о "закошмаривании" бизнеса.
Наблюдатели в то же время отметили, что нынешней активности Анастасии не следует доверять вслепую, а настоящая цена ее декламациям на тему «хватит мочить бизнес» должна быть определена только после окончания выборной кампании в Мосгордуму.
Анастасия Татулова действительно еще в феврале сообщала о своих планах участвовать в выборах, которые состоятся в столице 8 сентября. Во всех социальных сетях с начала марта проявляют активность аккаунты и группы под названием «Татулова.Штаб». В них с ежедневной периодичностью публикуются различные сообщения, макеты листовок со слоганами, фотоматериалы, видеоинтервью с самой бизнес-вумен, что вкупе и впрямь очень похоже на агитацию в рамках избирательной кампании.
После «выстрелившего» поста Татуловой 23 марта федеральное ведомство было вынуждено оперативно реагировать на критику в свой адрес. Спустя несколько часов на сайте Роспотребнадзор появилось официальное сообщение - детальный отчет с фотографиями, где фигурирует страшное словосочетание «кишечная палочка».
Там, в частности, сказано, что в 2019 году проверка сети кафе АндерСон (ООО " ТИРОЛЕРХОФ") планово проводится впервые. Основанием для включения этого юрлица в план проверочных мероприятий на текущий год явилось «отнесение субъекта предпринимательской деятельности к высокой категории риска государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом вида осуществляемой деятельности и многочисленные нарушения, установленные при проведении внеплановых проверок по обращениям потребителей за 2015-2018гг.», - сообщила пресс-служба Роспотребнадзора. - Предварительные результаты проверки выявили системные нарушения санитарно-эпидемиологических требований в 14 объектах из 17 на территории Москвы:
«При проверке объектов, производилась фотофиксация нарушений. Были отобраны образцы сырья и готовых блюд для проведения лабораторных исследований в аккредитованной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». По предварительным результатам исследований, в 15 отобранных образцах (из 25) выделены бактерии группы кишечной палочки и отмечается высокая общая обсеменённость, в том числе в 6 образцах салатов и 4 образцах кондитерских изделий».
В конце своего доклада ведомство уведомило, что выездные проверки «АндерСон» продолжатся, а ситуация остается на контроле федеральной службы.
Новость о «кишечной палочке» растиражировали несколько СМИ, в том числе ведущие госинформагентства ТАСС и РИА Новости.
Предпринимательца в свою очередь обвинила Роспотребнадзор в клеветнической кампании против нее и фальсификации лабораторных испытаний, а также заявила о намерении судиться с регулятором:
«Руководители Роспотребнадзора! И я знаю, и вы знаете, что то, что написано в вашем обращении – это наглая ложь. Всё, что там есть – это выдумано. От первого до последнего слова. И у нас, в отличие от вас есть доказательства того, что это не так. «АндерСон» с самого начала своего существования заботился о своей репутации. У нас есть большая собственная служба качества. Мы проводим проверки ежедневно во всех кафе. Смывы мы сдаем ежемесячно по всем кафе. И все эти смывы чистые. То, что вы подделали в своей лаборатории, это легко доказывается, - обратилась Татулова к руководству ведомства. - Плановая проверка, без каких либо оснований, проводимая одновременно во всех кафе нашей сети - это месть государственного органа. Такая реакция говорит о том, что там испугались по-настоящему. Настолько, что допустили публичную публикацию клеветы. Мы подготовили и подаем иск о вреде деловой репутации. Сведения, указанные в пресс-релизе – наглая и трусливая ложь».
Предпринимательница заявила, что для судебного решения в свою пользу у нее собраны все необходимые доказательства.
- Как проводятся эти проверки? Пробы взяты руками без перчаток, помещены затем в нестерильные контейнеры и далее образцы транспортируются в обычных сумках. Как работают в закрытой лаборатории, где нет стороннего контроля – тоже большой вопрос. Вообще я не удивляюсь, что после всех этих манипуляций появляются кишечные и не только такие палочки. И главное – в качестве доказательства фальсификации Роспотребнадзором проб у нас есть заключения из независимой лаборатории, которые опровергают выявленные госорганом нарушения. Ни то что кишечной палочки не нашли, нет ни малейшего отклонения от норм! – комментирует Анастасия.
Предпринимательница призвала бизнесменов не молчать, а делать заявления, «иначе, обнаглевшие донельзя, они в следующий раз придут к вам, будут подделывать пробы, вредить вашему бизнесу, хамить, штрафовать, зарабатывать себе KPI, унижать вас публично», - написала она.
«Что происходит глобально? Владелица сети «Андерсон» долгое время открыто выступает за пересмотр устаревших норм и СанПиН, мешающих бизнесу. Иными словами, Татулова начала говорить о регуляторной гильотине до того, как это стало мейнстримом, - выступил в поддержку предпринимательницы в интервью Business FM ресторатор, совладелец Ferma Burger Максим Ливси. - И там есть, что пересмотреть. Так, в ресторанах нельзя мыть посуду губками, это нужно делать ветошью, и владельцы заведений общепита перед приходом проверки прячут губки и достают эту по факту декоративную ветошь. Им нельзя держать стиральные машины. Или, например, в каждом ресторане должно быть три помещения для яиц: одно для грязных, другое — в котором их моют, и третье — для чистых. На каждой кухне должны быть окна. То есть практически все точки питания в торговых центрах вне закона. Список можно продолжать».
После развернувшейся на просторах социальных сетей «войны» предпринимательницы с Роспотребнадзором столичный бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева заявила, что займется рассмотрением этого конфликта.
«К нам поступило официальное обращение от компании ООО "Тиролерхоф" (Сеть кофеен "АндерСон"), владельцем которого является Анастасия Татулова. Мы тщательно проверим правовые позиции сторон. Обращение от "АндерСон" пройдет общественную экспертизу», - заявила она.
Общественный уполномоченный при бизнес-омбудсмене Москвы, адвокат Денис Гудков подтвердил «Новым Известиям» назначение общественной экспертизы по жалобе Татуловой на Роспотребнадзор.
«Жалоба от собственника сети кафе «АндерСон принята и зарегистрирована на прошлой неделе. Сейчас по этой жалобе проводится экспертиза. По мнению предпринимателя, со стороны проверяющих допущен ряд нарушений. Мы запросили ряд документов от предпринимателя, сейчас анализируем выкладки, возможно, ряд документов будем запрашивать и от Роспотребнадзора. Как эксперт я готовлю заключение по этой экспертизе и предоставлю его Татьяне Минеевой на рассмотрение. В зависимости от результатов экспертизы Уполномоченный по правам предпринимателей оставляет за собой право обратиться в сам Роспотребнадзор или Генпрокуратуру, а также выступить с заявлениями перед прессой. Основной же инструмент в руках предпринимателя на данном этапе – это суд», - сказал «НИ» Денис Гудков.
Эксперт не стал отрицать, что в заключении по общественной экспертизе могут появиться выводы об устаревших санитарно-эпидемиологических нормах, влекущих «непоправимый ущерб предпринимательскому сообществу».
В пресс-службе Уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова «Новым Известиям» сообщили, что им известно о затяжном конфликте предпринимательницы Анастасии Татуловой с Роспотребнадзором. «Мы следим за ситуацией. Этой темой занимается московский уполномоченный», - прокомментировали в аппарате Титова.
В пресс-службе московского омбудсмена Татьяны Минеевой,«НИ» заявили: «Учитывая огромный резонанс ситуации, мы планируем появление публичной реакции бизнес-омбудсмена Москвы в ближайшие дни».