Posted 29 марта 2019, 07:05
Published 29 марта 2019, 07:05
Modified 7 марта, 16:11
Updated 7 марта, 16:11
Евгений КОЛЕСНИКОВ, «Новые известия», Санкт-Петербург
Сейчас клубы КХЛ могут позволить себе практически неограниченные бюджеты, самой жирной строкой которых являются зарплатные ведомости игроков. Петербургский СКА, например, собрал в свой состав две трети сборной России. Теперь придется делиться. Или же найдутся юридические лазейки, чтобы обойти так называемый "потолок зарплат"? На этот счет есть разные мнения.
«Конечно, пришлось переплатить»
Континентальная хоккейная лига (КХЛ) в 2008 году создавалась как прямой конкурент Национальной хоккейной лиге (НХЛ). На фоне «тучных нулевых» это был практически глобальный проект – помимо российских клубов, в нем отметились команды из Латвии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Словакии, Чехии, Хорватии, Финляндии, Китая. Велись переговоры с клубами из Англии, Франции, Италии, Германии, Швеции и даже ОАЭ с Узбекистаном.
Первым руководителем КХЛ и ее фронтменом стал Александр Медведев, глава «Газпромэкспорта». Именно газовая корпорация открыто и в других формах стояла за финансовой составляющей лиги. Поскольку в те годы ПАО «Газпром» пускало корни в Петербурге, то помимо футбольного «Зенита» взяло на себя и хоккейный СКА. Клуб быстро стал самым богатым в лиге, но главной его функцией в рамках «имперского проекта» стало возвращение из НХЛ российских хоккеистов. Так, в разные годы в составе красно-синих появились репатрианты - Сергей Брылин, Сергей Зубов, Максим Афиногенов, Евгений Набоков, Алексей Яшин, Дарюс Каспарайтис, Даниил Марков, Павел Дацюк, Антон Волченков, Сергей Калинин и другие.
«Все это заслуженные люди с именами, обладатели Кубка Стэнли, чемпионы мира, есть даже олимпийские чемпионы, - комментирует «Новым известиям» петербургский хоккейный комментатор канала «78» Андрей Шестаков. – Понятно, что всем им было уже 30+, они, как говорят в спорте, «шли с ярмарки», но все равно вызвали в России огромный зрительский интерес. Их приезд пошел на популяризацию лиги. Конечно, пришлось переплатить – таких денег, как в КХЛ, в НХЛ они бы уже не получили. Зато мы и мечтать уже не могли, что на нашем льду будут творить те же Яшин и Зубов».
«Но мы брали звезд мирового хоккея из НХЛ и в самом расцвете сил, - рассказывает нашему корреспонденту Александр Медведев, который недавно стал президентом уже футбольного «Зенита». - Чех Яромир Ягр и вовсе переехал в «Сибирь», став игроком «Авангарда», а Илья Ковальчук, чемпион мира, стал капитаном СКА. Зрители стали ломиться на трибуны во всех городах присутствия КХЛ. Люди ходят на личности. Произошла резкая популяризация хоккея».
Всё так. Тем более что хоккеем резко увлекся и Владимир Путин, встав на коньки, и забивая в выставочных матчах ветеранов больше Павла Буре. Хоккей явно стал государственным спортом в стране со всеми плюсами и минусами. К первым отнесем строительство новых спортивных дворцов, красивых, удобных и современных, открытие по стране множества детско-юношеских хоккейных школ. Ко вторым – трату колоссальных денег на привлечение престарелых звезд, которые локомотивом разогнали зарплатный рынок лиги. Дошло до того, что средний хоккеист КХЛ тогда и сейчас получает в год около 60 млн рублей. Не будем сравнивать с простыми людьми, но даже, по общему мнению, наши «зажравшиеся» футболисты в среднем получают меньше.
Самые высокооплачиваемые хоккеисты КХЛ: Сергей Мозякин («Металлург», Магнитогорск) – 180 млн* Павел Дацюк (СКА, «Санкт-Петербург») – 170 Николай Кулемин («Металлург», Магнитогорск) – 165 Найджел Доус («Автомобилист», Екатеринбург) – 150 Андрей Марков («Ак Барс», Казань) – 150 Линус Умарк («Салават Юлаев», Уфа) – 150 Антон Ландер («Ак Барс», Казань) – 140 Данис Зарипов («Ак Барс», Казань) – 130 Виктор Антипин («Металлург», Магнитогорск) – 125 Алексей Марченко (ЦСКА, Москва) – 125 *в год Спорт-экспресс
И пусть не смущает, что в десятке самых высокооплачиваемых хоккеистов всего по одному представителю СКА и ЦСКА. Почти все хоккеисты этих команд получает ровные 90-100 миллионов рублей в год. И это при том, что с этого сезона петербургские армейцы избавились от самых богатых игроков – Ильи Ковальчука, Мико Коскинена и Вячеслава Войнова, чьи зарплаты были под 200 миллионов.
Как рассказал нашему изданию вице-президент СКА Роман Ротенберг, в этом году заканчивается контракт у главного актива клуба Никиты Гусева (90 млн в год): «Понятно, что у него есть стойкое желание попробовать свои силы в НХЛ. Никто препятствовать не будет. Ясно, что на такие деньги брать в России особо некого, потому бюджет СКА будет снижаться естественным образом».
Это наверняка, так как в НХЛ собираются также армейцы Николай Прохоркин, Игорь Шестеркин, Владислав Гавриков, возвращается в Швецию Патрик Херсли, скорее всего, заканчивает блистательную карьеру Павел Дацюк. К началу сезона 2019/2020 СКА предстанет изрядно финансово «похудевшим». Сейчас же бюджет клуба составляет около 2 млрд рублей. Примерно такой и у ЦСКА, но для столичных армейцев распродажа еще впереди – у большинства дорогостоящих хоккеистов (Алексей Марченко, Кирилл Капризов, Илья Сорокин, Мэтт Робинсон, Михаил Григоренко, Никита Нестеров) контракты заканчиваются весной 2020 года. С этого времени и московский супер-клуб будет «как все».
«В 90-е на трибунах гулял ветер»
Так в чем же конкретно заключается потолок зарплат и почему он вызовет революцию в отечественном клубном хоккее? Зарплатная ведомость в сезоне 2019/2020 не должна будет превышать 800 миллионов рублей + 30% штрафа за превышение, на сезон-2020/2021 – «жесткий», окончательный, бесповоротный потолок в размере 900 млн без исключения в виде так называемых звезд (о них – ниже).
По большому счету, такие правила уравняют примерно половину команд лиги, что сделает спортивную борьбу в ней невероятно интересной. В отличие от последних лет, на первый план выйдут не звездные составы и тугая мошна, а тренерские решения, улучшение тактических нюансов в игре, наконец, просто азарт. Часть болельщиков уже с нетерпением ждет такого чемпионата с регулярными сенсациями и непредсказуемыми победителями. Но есть и другие мнения.
Известный петербургский комментатор Геннадий Орлов опасается за посещаемость турнира: «Посмотрите на СКА. Все последние годы Ледовый дворец, а он вмещает 12 000 болельщиков – под завязку. Люди идут не только потому что в ледовой арене комфортно и там вкусные хот-доги, они идут на звезд, на «мастерюг», как говорил покойный хоккейный специалист Сергей Гимаев. То, что СКА и другим большим клубам удалось затащить играть в Россию Ковальчука, Ягра или Набокова, сразу сказалось на посещаемости хоккейных матчей. А мы же помним, что было в 90-е. Тогда наши хоккеисты уезжали не только в НХЛ, но и в Польшу с Венгрией! Играли в России мальчишки и совсем уж ветераны, а на трибунах гулял ветер. Взять Петербург – за исключением матчей плей-офф в «Юбилейном» собиралось 2-3 тысячи зрителей. Поэтому, не стоит ли все же вывести за потолок зарплат настоящих хоккейных звезд, на которые ходит народ?»
Средняя посещаемость в нынешнем чемпионате – вторая за всю историю лиги. 6238 зрителей в среднем на матче, больше было лишь в сезоне 2014/2015 (6263). При этом средняя посещаемость КХЛ могла быть гораздо выше, если бы у всех клубов были на балансе вместительные дворцы. А те, кто их имеют, показывают отличные результаты «на вход»:
*Источник: данные КХЛ за неполный сезон
Кто есть «звезда»?
Но именно вывод зарплат так называемых звезд за потолок и есть та лазейка, которую могут использовать большие клубы, дабы по-прежнему формироваться из качественных игроков оперируя исключительно размером кошелька. Да, такой принцип действует в НХЛ. Но как определить в России, является ли тот или иной хоккеист «звездой»? Сравнительные характеристики игроков – вещь весьма относительная. Какие критерии? Медали чемпионатов мира и Олимпиад? Но таких хоккеистов, их обладателей, в России не меньше трех десятков, многие из них «чернорабочие» и не являются приманкой для зрителей. К тому же этим летом ожидается очередной массовый исход хороших игроков из КХЛ в НХЛ.
Кто перед сезоном 2019/2020 может перебраться из КХЛ в НХЛ: Игорь Шестеркин (СКА)*, Владислав Гавриков (СКА), Наиль Якупов (СКА), Никита Гусев (СКА), Давид Рунблад (СКА), Анатолий Голышев («Автомобилист»), Константин Окулов (ЦСКА), Александр Елесин («Локомотив»), Егор Коршков («Локомотив»), Виталий Кравцов («Трактор»), Петр Кочетков («Сочи»), Томми Кивистё («Йоккерит»), Станислав Галиев («Ак Барс»), Владимир Ткачев («Ак Барс»), Илья Михеев («Авангард»), Владимир Ткачев («Салават Юлаев»), Александр Хохлачев («Спартак»). СМИ
Может так статься, что в следующем чемпионате КХЛ, и особенно в сезоне 2020/2021 в лиге вообще практически не останется топовых хоккеистов. Тем не менее, глава КХЛ Дмитрий Чернышенко на днях заявил, что в следующем сезоне клубы смогут вывести за потолок зарплат по две «звезды». В этом случае получается, что богатые клубы опять смогут перехватить на безумную зарплату лидеров у конкурентов. В пресс-службе КХЛ «Новым известиям» добавили, что в сезоне 2020/2021 никаких «звезд» регламентом уже не предусмотрено. И это, мол, «железно».
Впрочем, Роман Ротенберг заверяет, что СКА не будет выводить «звезд» за потолок уже сейчас, то есть, с осени: «Мы не случайно в последние годы столько занимались своей молодежью. Наши дочерние команды СКА-1946 и СКА-Варяги одни из лидеров молодежного хоккея страны. В СКА уже дебютировали такие парни как Василий Подкользин, Кирилл Марченко и Иван Морозов, которые в этом году стали бронзовыми призерами молодежного чемпионата мира. Тот же Подкользин обещает вырасти в суперзвезду, и на него уже в следующем году будут специально ходить зрители. Не вижу ничего страшного в потери звезд – зажгутся другие, тем более, петербургский, да и вообще российский болельщик любит ходить на своих молодых воспитанников».
Также известно, что скауты СКА в последние несколько месяцев буквально облазили всю Высшую хоккейную лигу (ВХЛ – вторая в России по силе лига) в поисках потенциальных талантов. Наверное, тем же занимаются представители и других клубов КХЛ.
Клубы-толстосумы, прежде всего, СКА и ЦСКА, сделали свое дело и теперь могут меняться. Из них создавали базовые клубы в интересах сборной России для Олимпиады-2018. Была поставлена такая государственная задача, под которую денег не пожалели. Пусть без хоккеистов из НХЛ, но золотые медали Белых игр в хоккее впервые были взяты с 1992 года. Задача почти любой ценной, точнее, за любую цену, - выполнена.