Posted 28 марта 2019, 19:31
Published 28 марта 2019, 19:31
Modified 7 марта, 16:12
Updated 7 марта, 16:12
В редакцию «Новых Известий» Министерством иностранных дел России был направлен официальный ответ на информационный запрос о мерах, предпринимаемых дипломатическим корпусом по делу 45-летней Марии Лазаревой, осужденной в Кувейте по двум эпизодам о хищении инвестиционных государственных средств. Больше года россиянка содержится в местах заключения на территории эмирата.
«В мае 2018 г. Верховный суд Кувейта приговорил российскую гражданку Марию Лазареву к 10 годам лишения свободы по обвинению в хищении средств кувейтских государственных фондов. Вопрос обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения дела М.В.Лазаревой в кувейтском суде, соблюдения ее прав и законных интересов находится на приоритетном контроле МИД России», - заявили в МИДе.
Ситуация с российской гражданкой за последние недели несколько раз обсуждалась министром Сергеем Лавровым в ходе переговоров с кувейтскими коллегами.
18 января глава российского МИДа поднимал этот вопрос в беседе с главой Кувейта «на полях» заседаний СБ ООН в Нью-Йорке и повторно на переговорах в ходе рабочего визита в Кувейт 5-6 марта этого года.
Российская сторона высказала просьбу об изменении россиянке меры пресечения на домашнее содержание на время судебного разбирательства по гуманитарным соображениям. У Марии Лазаревой есть малолетний ребенок, которого она воспитывает одна.
«Данный вопрос ставился перед руководством Кувейта и по линии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», - добавляет МИД.
На очередных судебных слушаниях Апелляционного суда Марии Лазаревой 10 и 24 марта были впервые заслушаны свидетели обвинения.
«Противоречивые показания свидетелей обвинения в очередной раз продемонстрировали несостоятельность «доказательной базы», послужившей основанием для уголовного преследования нашей соотечественницы», - считают во внешнеполитическом ведомстве.
Российские дипломаты продолжают следить за ходом судебного процесса по делу Лазаревой, присутствуя на всех судебных заседаниях и находясь на связи с ее адвокатами. Посещают подсудимую в тюрьме, оказывают консульскую помощь.
«Ожидаем от кувейтской стороны объективного и непредвзятого рассмотрения дела россиянки в ходе продолжающегося апелляционного процесса. Выражаем серьезную озабоченность допущенным в отношении М.Лазаревой правовым произволом. Исходим из того, что суд примет справедливое решение, которое позволит ей поскорее вернуться домой», - заявляет МИД России.
Следующее судебное слушание назначено на 21 апреля, Мария Лазарева остается под прежней мерой пресечения в виде заключения под стражу.
Официальный представитель дипломатического ведомства Мария Захарова в четверг, 28 марта, заявила: дело Лазаревой находится на их приоритетном контроле.
Она отметила, что в министерстве регулярно получают просьбы прокомментировать разворачивающуюся ситуацию вокруг российской гражданки, оказавшейся в кувейтской тюрьме.
- МИД намерен и дальше отслеживать ход этого дела и будет высказывать свою позицию по преследованию Лазаревой в развитии (после каждых качественных изменений в ее судебном процессе), - заявила Мария Захарова. - Еще раз хотела бы сказать, что мы держим эту ситуацию на контроле, как и все случаи с задержаниями и нарушениями прав в отношении российских граждан за рубежом.
На вопрос журналиста о задействовании дополнительных механизмов дипломатической защиты в отношении Лазаревой, представитель МИД ответила, что российская исполнительная власть на сегодня делает всё возможное, чтобы защитить права россиянки. Захарова добавила, что со своей стороны по этому вопросу ведомство обязательно доведет до кувейтских коллег позицию по этой теме отечественных правозащитников и гражданского общества.
- Есть адвокаты, есть позиция российской стороны, которая доводится до наших партнеров в соответствующей стране [Кувейте]. Если правозащитники, гражданское общество, неправительственные организации сочтут для себя возможным и рассмотрят эту ситуацию и выступят с дополнительной поддержкой, мы обязательно доведем ее, в том числе, до кувейтской стороны. Но это вопрос не к исполнительной власти, а к гражданскому обществу. Пока исполнительная власть делает практически все для того, чтобы защитить права российского гражданина за рубежом, - сказала Мария Захарова. - Я, честно говоря, кроме периодических, точечных материалов на эту тему никакой активности гражданского общества не видела. Кстати говоря, в данном случае считаю, что западный опыт был бы очень полезен, учитывая то количество российских граждан, которые находятся в местах заключения за рубежом по надуманным предлогам. Поддержка гражданского общества, еще раз говорю – искренняя и основанная на собственных оценках - была бы в данном случае более чем уместна.