Любопытную, хотя и крайне спорную, если не сказать, порочную, точку зрения на происхождение гитлеризма изложил в ЖЖ Александр Афанасьев:
«Недавно читал, что европейские историки провели достаточно простое, но давшее неожиданные и далеко идущие результаты исследование. Они собрали базу данных на все крупные руководящие кадры нацистской партии, а затем установили, где эти люди родились и провели свои молодые годы. Исследование выявило, что аномально высокое число руководящих кадров Третьего Рейха, а равно и сам Адольф Гитлер – родились в местностях, где в девятнадцатом и начале двадцатого века характерно было жесткое межнациональное противостояние, борьба народов за самоопределение, либо в пограничных местностях, которые были зоной конфликтных притязаний стран и народов.
Сам Адольф Гитлер родился в Австрии, внешне благополучной стране – но тот район, в котором он родился, был пограничным с Германией, а сам Гитлер принадлежал к немецкому национальному меньшинству, которое в конце девятнадцатого и начале двадцатого века жестко боролось против интернациональной по сути монархии Австро-Венгерской империи, за господство в Вене и особенно агрессивно против славян. Ненависть немецкого национального меньшинства, осознающего себя именно немцами, а не австрийцами – была направлена на «понаехавших» в Вену поляков и украинцев, а особенно – против чехов, которые проживали в тех же местностях, что и немцы, и требовали превратить дуалистическую монархию в триалистическую.
Немало нацистов, особенно раннего периода – происходили из Прибалтики, где им приходилось жестоко бороться против автохтонного населения и евреев. Таков Альфред Розенберг, родившийся в Таллине – именно его перу принадлежит расовая теория Третьего рейха, и именно он, а не Гитлер первым предложил «окончательно решить еврейский вопрос». Так же именно Розенберг принес Гитлеру «Протоколы сионских мудрецов» - фальшивку, состряпанную еще до Первой Мировой войны.
Про это исследование не любят говорить – и это немудрено. Поскольку оно приоткрывает завесу тайны над происхождением самой страшной политической практики двадцатого века – гитлеризма. Его истинное происхождение, истинные корни кроются не в попытке Германии перенять британские колониальные практики, и даже не в поражении Германии в Первой мировой войне – его корни кроются в жестокой борьбе наций за самоопределение в имперской Европе 19 века, в формировании еще в девятнадцатом веке политизированных этнических групп ненависти (подобно Немецкой национальной партии Георга Шенерера), в применяемых ими практиках этнического и политического насилия сначала для того чтобы добиться государственной самостоятельности, а потом чтобы изгнать из отвоеванной для национального развития земли всех неугодных, всех кто не такой национальности или не разделяет их взгляды. В конечном итоге – те же самые процессы, которые привели в период 1918-1920 годов к распаду европейских многонациональных империй и формированию национальных государств – они же продолжились и явились прямой причиной появления и прихода к власти в Германии гитлеровского нацизма.
Про это знали давно – еще Стефан Цвейг назвал вещи своими именами: Гитлер – австриец из пограничного района, перехвативший и развивший идеи Немецкой национальной партии. Но про это не говорят, потому что это знание бросает мрачную тень на один из столпов современного мира: каждая нация имеет право бороться за свое определение, и к совершаемому ею при этом насилию – подходят с другими мерками, нежели к насилию, которое было вынужденно совершено многонациональным государством в попытке сохраниться. Яркий пример – Чечня, даже после страшных терактов, западные интеллектуалы (не государства) так и не нашли в себе силы полностью осудить чеченские зверства. Ведь Закаев не осужден и не выдан несмотря на два ареста – ни Польшей ни Великобританией. Ему по-прежнему сочувствуют.
К чему я это пишу? А к тому, что сейчас на Украине, а в перспективе возможно и в других странах бывшего СССР – происходят ровно те же самые процессы, какие происходили в Западной Европе сто лет назад. Процессы агрессивного национального самоопределения и утверждения бывшего меньшинства (имперского) в качестве большинства в национальном государстве с открытым насилием над более слабыми (не только русскими, но и к примеру ромами, а недавно появились и антисемитские высказывания). И точно так же внешний мир с поразительным благодушием и сочувствием наблюдает за этими процессами – хотя один опыт нацизма Европа уже прошла...»
К изложенному в этом посте можно добавить только то, что автор каким-то чудесным образом забыл или не захотел вспоминать судьбы тех самых народов, которые в XIX веке «неожиданно» проснулись и стали бороться за свою независимость. А судьба эта в подавляющем числе случаев весьма незавидная. Настолько, что иные народы выжили только чудом...