Posted 27 марта 2019, 19:22
Published 27 марта 2019, 19:22
Modified 7 марта, 16:14
Updated 7 марта, 16:14
В книге американского психолога Джины Твендж* «iGen» (Internet Generation) современные дети описаны как «носящиеся со своей толерантностью несчастные трудоголики, которые не спешат взрослеть и зациклены на приватности».
Это поколение, которому она придумала название iGen, отличается от предыдущих гораздо сильнее, чем привыкли считать, рассказывает Джина Твендж. А всему виной – социальные сети, изменившие мир, к которому человека готовили все предыдущие века.
Истинный масштаб социальных эффектов от распространения новых технологий нам еще только предстоит осознать, соглашается директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Чулок А.А.
«Мы видим, как меняются роли мужчин и женщин в обществе, как трансформируется понятие пола, как даже в создании жизни наука пытается усилить свою роль. Неслучайно, что изменения коснулись семьи, катализировав фундаментальные, я бы сказал, тектонические сдвиги. Их надо досконально и всесторонне изучать и очень взвешенно, этично принимать решения.
Родителям, в свою очередь, стоит готовиться к тому, что в ближайшие 10-15 лет их дети окажутся в совершенно новом мире. Торговля, информация, коммуникация, бизнес, основная добавленная стоимость, технологии, досуг, спорт - все будет в социальных сетях. Даже деньги, как всеобщий эквивалент, будут погружены в сети, обещает Александр Чулок.
Социальные сети, уверенно встроившись в ландшафт трендов не такого уж далекого будущего, станут проводниками в новый социальный мир, в совершенно иную реальность. Если проводить аналогию с интернетом вещей, то человек будущего сможет погрузиться в сеть не только ментально – как это происходит сейчас, но и физически – «по проводам», практически как в фильме «Матрица».
«Я смотрю на растущие возможности цифровизации и не нахожу причин, почему в ближайшей перспективе интернет окружение не окажется практически стопроцентно значимым. Сейчас ряд экспертов отмечают, что живое, человеческое общение становится люксовым благом, уделом богатых. Но это только подтверждает массовость цифрового тренда. Все это, конечно, может быть перечеркнуто «черным лебедем», маловероятным, но приводящим к масштабным последствиям, событием. Но такое событие, скорее, только затормозит тренд, а не переломит его»,- уверен ученый.
«Хотя мне, как ученому, вообще-то гораздо интереснее то, что нас ждет после 2040 года. Я не исключаю, что умение копать червей или снимать шкуры с волков может стать очень востребованным и редким умением, а грибники и пастухи превратятся в дефицитных специалистов», - пошутил Александр Чулок.
iGen очень заботятся о безопасности. Они являются более осторожными водителями и реже пьют алкоголь, чем подростки всего несколько лет назад. iGen очень заморочены тем, что они сами называют «эмоциональной безопасностью» - они хотят быть защищены от оскорбительных комментариев и эмоциональных расстройств. Они также стремятся избегать любого физического контакта и нанесения вреда. Джина Твендж
«Приватность - нерв нового поколения – удивительным образом сочетается с публичностью и открытым поведением. Пожалуй, давно уже в истории люди так не носились с личным пространством и прайвеси (безопасностью). Я в последнее время стал регулярно замечать, что у двух третей студентов, сидящих на лекциях, заклеены камеры на ноутбуках, а в интернет они выходят через VPN (анонимайзеры). Наверное, для них это уже стандарт жизни, как носить с собой паспорт. Хотя через некоторое время технологии распознавания лиц сделают эти уловки устаревшими, а прайвеси станет иллюзией»,-замечает ученый.
Имея доступ к новостям со всего света, iGen представляют мир, полным катастроф и войн. Из-за этого они ощущают тревогу и стремятся к большей безопасности, считает Джина Твендж
Очень важно понять простую вещь, социальные сети не открыли новых человеческих качеств, не создали новых социальных групп. Наоборот, они стали лакмусовой бумажкой истинной человеческой природы, соцсети сделали людей более откровенными, сорвали, так сказать, маски.
Конечно, интернет внушает чувство незаметности и анонимности, люди в соцсетях не стесняются быть самими собой, но с другой стороны, признаемся, что соцсети абсолютно открытое пространство. В нем все на виду, любые ложные аккаунты выявляются на раз-два, цифровой след, которые оставляет любая учетная запись шире танковой колеи. Проследить можно практически любого. Человек, зарегистрированный в соцсетях не может рассчитывать на стопроцентное инкогнито. Даже перемещения его видны на карте, не говоря уже о том, прекрасно отслеживаются все сайты, на которые он заходил. С точки зрения безопасности интернет давно стал стерильной средой. Известны многочисленные случаи взлома аккаунтов или интернет мошенничеств, но злоумышленники, за редким исключением, отслеживаются, а системы верификации, которые работают в цифровой среде, гораздо надежнее, любых аналоговых или рукописных, заключает Александр Чулок.
Дети из поколения iGen больше сосредоточены на работе, чем миллениалы. Больше половины старшеклассников заявили, что готовы работать сверхурочно, чтобы качественно выполнить задание. Возможно, это вызвано тем, что они стали свидетелями растущего неравенства в доходах и понимают, что придется сильно постараться, чтобы перейти на новый финансовый уровень. Джина Твендж
Бобби Шатто и Келли Эрвин из Университетского медицинского колледжа Сент-Луиса (США) отмечают, что современные дети склонны к многозадачности и лучше вовлекаются в работу, если им предоставляют полную самостоятельность и возможность выбирать технологии.
Они трудолюбивы, но «от и до», я бы сказал, менее целеустремленные, чем поколение 80-х, продолжает Чулок А.А. И по-другому понимают успешность. Если взглянуть на это поколение глазам экономиста, то я бы назвал его главным рабочим качеством - аджайл (agile - пластичность). Аджайл - это такой подход к работе, при котором люди и их коммуникация важнее четких рабочих процессов. Аджайл - это комфортный ритм работы, минимум бумажек, размывание профессиональных обязанностей, никаких многолетних планов: зримые цели и быстрые решения.
Еще одна важная особенность, по наблюдениям Александра Чулока, — у современных детей не очень развиты навыки работы в "неструктурированной реальности".
"Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, они теряются. Если на нужную тему нет коммента блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, — то же самое. Дети привыкли, что они все время ведомые. В этом, мне кажется, причина возникновения большого количества неформальных лидеров мнений, за которыми все молодые следят, и это облегчает жизнь. Можно сказать, это поколение «интеллектуального фастфуда».
Современные дети иначе проводят свое время, менее религиозны (скорее, совсем нет), менее сексуальны и практически аполитичны. При этом они общаются совершенно по-новому, отвергают некогда священные социальные табу и хотят разных вещей от жизни и от карьеры. Джина Твендж
«Если все самые смелые футурологические прогнозы сбудутся, то на горизонте в 10-15 лет главным трендом станет постепенный отход от тела и телесного. Человек будет воспринимать тело как платформу, в которую, образно говоря, «инсталлировано сознание». Предвестниками этих изменений стали активно внедряемые нейростимуляторы, бионические протезы, интегрированные части тела, искусственные органы, вшитые в тело гаджеты, запущенные в организм нанороботы или аптамеры РНК, способные адресно доставлять противораковые препараты. Чего стоят хотя бы массовые эксперименты с телом! В будущем отношение к телу станет как к компьютерному «железу». Его будут прокачивать, менять устаревшие запчасти, для ускорения реакций подгружать драйвера, а для продления срока службы обновлять генетические «программы».
От всего этого легко впасть в панику и поверить, что соцсети противостоят старой доброй реальности, а реальное и виртуальное это что-то взаимоисключающее. Конечно, это не так. Социальная сети просто другая оболочка реальности, отмечает ученый. Мне кажется, что заблуждение происходит от того, что пишут и рассуждают о новой цифровой реальности люди из поколений, родившихся до эпохи интернета. Им есть с чем сравнивать. У них четкое разделение на настоящее и виртуальное. Когда об этом начнут рассуждать люди с другими ценностными категориями, не различающие мир на «до» и «после» интернета, то картина мира окажется другой. Но пока у нового поколения нет громкого голоса. И рассуждаем о его судьбе мы, люди старой закалки. Очень похоже, что при этом сильно искажаем картину. Болевые и реперные точки будущего могут оказаться совершенно не там, где нам кажется.
С одной стороны, соцсети снимают любые физические барьеры при общении, стирают гендерные и возрастные рамки, вовлекая в социальные отношения колоссальные массы людей. Один только факт вовлеченности Стивена Хокинга в мировой научный процесс, должен перечеркивать все соображения алармистов. С другой стороны, небольшой круг друзей и знакомых, который существовал в обычной жизни, сохраняется и в онлайн отношениях. Как видим, безграничные возможности по поиску друзей не приводят к их увеличению.
Поэтому я считаю, что взрослые напрасно отгородились от этой молодежной субкультуры. Никакая она не субкультура, у нее все черты мейнстрима. И чем быстрее мы это поймем, тем быстрее установится новый социальный уклад. Только посмотрите, какой потенциал у соцсетей. Любой человек может связаться с любым. Я сейчас не буду останавливаться на алгоритмах, которые, разумеется, вносят свои ограничения к определению «с любым». Но оцените масштаб, недоступный ещё 30-40 лет назад! Соцсети сняли физическое ограничение на коммуникацию.
Это открывает возможность такой формы взаимодействия как наставничество. Каждый может найти себе наставника по интересам. Удивительная возможность вернуться к древним способам передачи знаний: из уст в уста. Совершенно утраченный способ передач опыта от наставника ученику. Сейчас, конечно, он развивается в форме тьюторинга, но использование соцсетей делает его возможности безграничными. Никакой монополии на знания или опыт, которыми каждый может поделиться с любым, кому это интересно. В эти новые отношения наставничества могут быть вовлечены люди всех возрастов и культур. Представляете, какой в этом скрыт гигантский потенциал для чего-то нового, заключает Александр Чулок.
* Джин Твендж (Jean Twenge), психолог Государственного университета Сан-Диего (США), автор книги «iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy--and Completely Unprepared for Adulthood--and What That Means for the Rest of Us».