Около полутора лет назад в англоязычном сегменте Всемирной Сети появилась статья российского бизнесмена Сергей Хаге, посвященная модному движению за здоровый образ жизни – биохакингу («Новые Известия» не так давно посвятили этой теме большой материал). Она начиналась так:
«Я гендиректор технологической компании. Мне хотелось стать более энергичным, здоровым, счастливым, уверенным, волевым и умным, улучшить настроение и концентрацию, а также продлить свою жизнь. Последние 4-5 лет я занимаюсь биохакингом тела и разума с помощью логики и научного подхода.
Для этого я оптимизировал сон, питание и тренировки, прошёл через тысячи тестов, принял десятки разных препаратов и сотни добавок (на фотографии ниже — часть таблеток, которые я принимаю каждый день), работал вместе с великолепными врачами, медитировал более тысячи раз, ходил к психотерапевту — и потратил на всё это примерно двести тысяч долларов...»
И дальше Хаге перечисляет подробности своего образа жизни, с цифрами, графиками и ценами...
Эта статья вызвала множество откликов самого разного толка. В их числе сегодня появился и такой, на первый взгляд неожиданный, а на самом деле вполне логичный и весьма тревожный. Его автор – известный политолог Алексей Чадаев:
В нашумевшей среди ЗОЖников статье про биохакинг я внезапно нашел политику. Прямо на ровном месте, между биомаркерами и драгсами.
«Мне кажется, что при текущей системе организации здравоохранения из-за такой персонализированной медицины разрыв между богатыми и бедными станет ещё больше.
Люди вроде меня смогут оплатить всё это из своего кармана и получить доступ к точечным препаратам через частных врачей, которые работают над улучшением способностей состоятельных людей, а не над лечением больных.
Богатые будут более энергичными, сфокусированными, здоровыми, волевыми и социализированными. И за десятки лет эти преимущества будут приносить только больше и больше денег и власти, которые затем можно будет вкладывать в большее и большее улучшение своих способностей.
Тут мне нечего предложить. Просто отмечаю, что это станет более серьёзной проблемой, чем текущие заварушки с социальной несправедливостью.»
И вот таки да. Нынешнее неравенство в доходах - цветочки. Как показал Мюррей в Coming apart, разница в ожидаемой средней продолжительности жизни между высшим и низшим классами американского общества уже сейчас составляет лет 15-20. С тенденцией к росту.
В самое ближайшее время мы окажемся в ситуации, когда классовый барьер будет номинирован в годах жизни, которые тебе теоретически возможно будет прожить.
***
В некоторых откликах на пост Чадаева наблюдалась чисто русская, издевательская реакция: этот Хаге занимается ерундой.
«Этот чувак не выглядит особо здоровым, и его опыты сомнительны, а разница в 15 лет была и СССР между высоким начальством и пролетариями», - пишет Сергей Петренко.
Ему вторит Юрий Николаевич:
«Чувака из этих 200 тыс развели на 199. Все, что здесь описано достигается чтением соответствующей лит-ры (в интернете все есть бесплатно) и минимальными финансовыми вложениями. Ну и большим желанием, естественно! Это доступно любому человеку с наличием минимальных ресурсов по деньгам и времени. То есть, если ты работаешь по 14 часов в сутки, и всю зарплату тратишь на еду, то вариантов нет, а вот если живешь несколько лучше, то уже можно заниматься здоровым образом жизни...»
Однако были и серьезные отклики:
«И даже это ещё цветочки. Когда социальная стратификация станет через генетические манипуляции окончательно закреплена на генетическом уровне и человечество начнёт делиться на враждующие между собой подвиды, тогда всё станет намного интереснее...» - прогнозирует Дмитрий Радич.
А Михаил Блинкин подсчитал и привел соответствующую диаграмму, которая дает наглядное представление о том, насколько больше бедных людей в России, чем в США, а следовательно, насколько широк будет разрыв между огромным количеством коротко живущих бедняков и немногими богатыми долгожителями:
«При высоком уровне ВВП на душу населения и более-менее цивилизованном распределении домохозяйств по уровню годового дохода любые медико-технологические новации становятся доступными (пусть с некоторым опозданием!) для значительной (даже подавляющей) части населения. Все, вполне реальные, «неприятности» наступают в случае, когда два эти условия не соблюдены…»
А Максим Дробышев заключает:
«Не удивлюсь, если у богатых мамочек станет популярным генетическое кодирование детей от наркомании, алкоголизма, депрессии (отчаяния), ожирения, похоти, лени, неуважения к родителям, ну и вплоть до гордыни. В интересное время живём...»
И ведь действительно!