Posted 25 марта 2019, 07:58
Published 25 марта 2019, 07:58
Modified 7 марта, 16:15
Updated 7 марта, 16:15
Евгений Бень
Февраль и март этого года были отмечены новыми массовыми волнениями в Каталонии в поддержку государственной независимости региона от Испании, жёстко подавляемыми федеральной полицией. Сотни тысяч протестовали на улицах Барселоны и других городов против суда над бывшими лидерами автономии. Политикам грозит 25 лет тюрьмы за проведение референдума и одностороннее объявление независимости Каталонии в 2017 году. В центре испанской столицы – Мадриде тысячи людей вышли 16 марта на митинг в поддержку каталонского суверенитета, где президент парламента Каталонии Роджер Торрент потребовал санкционировать проведение ещё одного референдума о независимости региона.
Экс-глава Каталонии Карлес Пучдемон после референдума 2017 года о выходе автономии из состава Испании и утверждения местным парламентом резолюции о провозглашении независимой республики был вынужден покинуть страну и перебраться в Бельгию. Он является главой коалиции «Вместе за Каталонию», которая добивается разрыва с Испанией.
Шансы «Вместе за Каталонию» пройти в ЕП велики
Сейчас Пучдемон возглавит список «Вместе за Каталонию» на предстоящих выборах в Европейский парламент, которые состоятся в странах Евросоюза с 23 по 26 мая, о чем он написал в Twitter: «Настало время сделать еще один шаг, чтобы придать международную огласку праву Каталонии на самоопределение из самого сердца Европы для всего мира».
Газета La Vanguardia, выходящая на испанском, а с мая 2011 года также на каталанском языке, цитирует официального представителя правительства каталонского региона Эльзу Артади: «Лучший способ продолжить интернационализировать конфликт и сделать так, чтобы нас услышали в Европе, чтобы увидели репрессии, – это иметь свободный голос «Вместе за Каталонию» в Европе, и этот голос должен принадлежать Пучдемону».
Из 73 мест, которые сейчас британцы занимают в Европарламенте, передаче другим государствам после Brexit подлежат только 27. Оставшиеся 46 мест ЕП оставит свободными, на случай, если в будущем Евросоюз расширится. При этом Испании (естественно, вместе с Каталонией) и Франции приплюсуют больше остающихся от британцев мест, чем другим странам, – по пять мандатов. От одной политической партии в ЕП можно выдвигать 9 кандидатов. Законодательство Евросоюза предусматривает введение странами так называемого заградительного порога для прохождения партий в Европарламент, его максимальное значение не может превышать 5%. В настоящее время порог в 5% введен в Венгрии, Германии, Литве, Польше, Словакии, Франции и Чехии, в Австрии и Швеции действует порог в 4%, в Греции – 3%. В Испании такого порога нет, а потому «Вместе за Каталонию» – все карты в руки… Карлес Пучдемон и его сподвижники вполне имеют шансы убедительно выступить на майских выборах в Европарламент.
Каталонцы могут пополнить фракцию евроскептиков
Европейский парламент месяц назад публиковал собственный прогноз по майским выборам. Основываясь на данных опросов, ЕП ожидает потери 34 мест Европейской народной партией (ЕНП) – с 217 в 2014 году до 183. Эта правоцентристская фракция является самой крупной в парламенте и объединяет христианско-демократические и консервативные партии. Вторая фракция в ЕП – «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» – вероятно, потеряет сразу 51 депутатский мандат: останется с 135 депутатами вместо 186. Третья по численности фракция «Европейских консерваторов и реформистов» может сократиться с 75 до 51 места.
В берлинской газете Der Tagesspiegel аналитик Себастиан Турнер высказал мнение, что на предстоящих выборах в Европарламент значительная часть недовольных и обеспокоенных граждан ЕС может проголосовать за новую фракцию евроскептиков. При этом, с точки зрения автора, отчасти успех оппонентов линии Брюсселя основывается на том, что у сторонников плотной евроинтеграции нет «новой, вдохновляющей идеи», которая бы улучшила повседневную жизнь.
Так что евроскептики, которые наращивают концентрацию сил накануне выборов в ЕП, готовясь дать решительный бой и нынешним брюссельским чиновникам, и, прежде всего, новым еврооптимистам во главе с французским лидером Эммануэлем Макроном, судя по всему, укрепятся еще и голосами превалирующей части без малого восьмимиллионного населения Каталонии. В коалиции «Вместе за Каталонию», надо думать, понимают, что с евроскептиками ей будет легче находить общий язык. У евроскептиков беспрецедентно крепки позиции в Италии, Венгрии, Австрии, а также в Польше (при отличительной от других евроскептиков проамериканской специфике тамошнего национализма). Да и в других странах их электорат, возможно, в последние месяцы подрастет. И волна, поднимаемая по поводу нового референдума о независимости от Великобритании первым министром Шотландии Николой Стерджен, сегодня дополнительно стимулирует национально ориентированные настроения в континентальной Европе.
Каждый голос окажется «на вес золота»
Лидер международного движения евроскептиков венгерский премьер Виктор Орбан заявляет, что теперь легко создавать новое общеевропейское движение, во многом объединяемое анти-миграционными настроениями. Такая группа теоретически может побороться за большинство в ЕП, в худшем же случае займется после выборов 2019 года созданием в нем блокирующего меньшинства, а это заметно в свою очередь отразится на работе парламента, затруднив принятие ряда стандартных решений по евроинтеграции.
При том или ином раскладе в новом составе Европарламента сложится острая конкурентная ситуация, в которой каждый голос может оказаться «на вес золота». И коалиция «Вместе за Каталонию» Карлеса Пучдемона попытается присоединить свои голоса к хору евроскептиков в обмен на продвижение ими признания государственного суверенитета Каталонии в Европарламенте, тем более, что основа к тому в известной мере заложена в ЕП еще в октябре 2017 года после референдума о независимости Каталонии, признанного Мадридом нелегитимным.
Тогда нынешний состав Европарламента, критически оценив государственную независимость Каталонии, тем не менее не преминул заявить, что власти Испании и Каталонии должны быть открыты к диалогу и добиться консенсуса – сами или при помощи посредников. Карлес Пучдемон, в то время еще глава женералитета Каталонии, утверждал, что он уже осознает себя «президентом свободной страны» и видит необходимость вмешательства ЕС с целью организации переговоров между Мадридом и Барселоной.
И вот теперь Каталония специально ставит на продвижение на сцене общеевропейской политики своего непринятого Испанией государственного суверенитета. Войдет ли Барселона в признание независимости через такую дверь, увидим в ближайшее время.